Фото автора
В ночь с 9 на 10 октября, в аккурат сразу после моего возвращения из очередной поездки, в Чите выпал небольшой снег, но это в краевом центре его было по щиколотку воробью, а вот по районам навалило его, что называется, по самое не балуйся. Пойди он на несколько часов раньше, застрял бы экипаж «Вечорки-Экспедиции» в снегах на одном из перевалов где-то между Сретенском и Урульгой.
Но нам повезло в этот раз. Первый и достаточно обильный снег прошел в Чите 6 и 7 октября. Не интересовался, сколько его нападало в миллиметрах, но, если судить по тому, что утром 8 октября деревья вдоль Объездного шоссе стояли со снежными шапками, снега выпало достаточно много по забайкальским меркам.
Заснеженный лес радовал глаз примерно до Урульги, дальше его уже не было — сошел на нет под нашим солнышком. Погода в течение двух дней стояла на редкость замечательная — солнечно и безветренно. Природа Забайкалья подбрасывала в пути удивительные сюрпризы — за Шелопугино на берегу Унды встретили цветущую вербу. Всем хочется тепла и солнца, деревья не исключение.
В ТГ-канале газеты читатели подбросили фотографии цветущего одуванчика и марьиного корня, что вообще удивительно. А если вспомнить, что в конце сентября местами зацвел багульник и ургульки, то сам собой напрашивается вывод о том, что осень 2025 года получается необычной.
Без воды и ни туды, и…
В селе Казаковский Промысел «Вечорку» ждали. У местного магазинчика стояли две женщины. Одна из них, увидев, что подъехали газетчики, начала с места в карьер:
— А кому можно пожаловаться?
— Жалуйтесь! — отвечаю.
— Напишите, что у нас воды нет. Водовоз уволился из-за низкой зарплаты, и никого найти не могут. Сидим без воды.
— Где-то же воду берете?
— Так с частником договариваемся. Он просит 300 рублей за бочку. Пенсии не хватит такую воду покупать.
Выясняю, что воды в селе нет с того самого момента, как отключили летний водопровод, примерно с 20 сентября.
Через несколько минут информация об отсутствии воды появляется в ТГ-канале «Вечорки». Комментарии не заставляют себя ждать.
Первый комментатор сообщает, что в Чаре бочка воды обходится в 80 рублей с копейками. Второй клянет капитализм — это он, проклятый, во всем виноват.
Наш читатель по имени Сергей, по всей видимости, знакомый с ситуацией, обвиняет во всем самих местных жителей (сохранена орфография автора — прим. ред.): «Правильно, горлопанам и оглашенным не нравилось за 80 руб бочка то они «кривлялись, рожи показывали, хаяли водителя и кулаки показывали», а сейчас в 3 раза дороже все будут покупать воду и «хвалить нахваливать и целовать руки и лобызать» это люди не понимающее белое и черное, доброе и злое, плохое и хорошее».
Ситуация вырисовывается неоднозначная. Надо будет разбираться.
В селе Колобово в прошлом году также возникли проблемы с водой — в ней обнаружили мышьяк, и местную водокачку закрыли. Воду обещали подвозить. Какое-то время так и было, но как с водой обстоят дела сегодня? Задали этот вопрос продавщице местного магазинчика.
— Ничего не изменилось, как с водокачки воду брали, так и берем!
— Так ее же закрывали?
— Она и сейчас как бы закрытая, но воду откуда-то надо брать.
— А мышьяк…
— Всю жизнь пили, никто не помер… — отвечает женщина.
А ведь в прошлом году в этом же магазине одна из местных жительниц говорила совершенно другое и на зубы жаловалась, мол, половина деревни без зубов ходит.
Где тут бельгийцы?
В Нерчинске у ворот гостиницы встретился весьма интересный автомобиль. Внешне вполне обычный: довольно-таки потрепанный «Митцубиши-Грандис», но удивили номера — машинка приехала из Евросоюза, а если быть еще точнее — из самого его сердца, из Бельгии.
Хотелось бы встретить этих бельгийцев, путешествующих по просторам солнечного Забайкалья, и высказать им за санкции и желание отобрать (читай — своровать — прим. авт.) у России арестованные активы на сотни миллиардов евро.
— Так, где у вас тут бельгийцы обосновались? Сейчас пойдем с ними разбираться!
Администратор Анастасия ответила легкой улыбкой, но местонахождение сынов Брюсселя не выдала. Продолжаю находить новые причины, по которым мне до зарезу нужны эти самые фламандцы, бельгийцы или как их там, черт их дери.
Анастасия не сдается и продолжает молча, с едва заметной улыбкой, оформлять экипаж «Вечорки-Экспедиции».
— Дайте сюда этих брюссельских крыс, сейчас мы им предъявим, — говорю, едва сдерживая смех. В этот момент нам дают ключ, и мы отправляемся отдыхать.
Вот ведь какое удивительное дело получается: в Брюсселе, который является столицей Бельгии и по совместительству всего Евросоюза, придумали уже столько санкций, что все со счета сбились — сколько их уже вообще? Одна из первых мер, которую обсуждали европейцы, был запрет на визы для россиян. В ЕС хотели вообще запретить людям с российским паспортом въезжать в Европу. Так они, наверное, хотели выставить нас «людьми второго сорта», думали, что мы от этого огорчимся и у нас от этого начнутся почечные колики? Ничуть не бывало. Мы это пережили, да, думаю, и европейцев тоже переживем. Россия же в ответ, прошу заметить, не запретила европейцам к нам приезжать. Исключение составили лишь некоторые политики.
Едут к нам европейцы последние три года фактически беспрепятственно, лишь бы виза была, и никаких проблем при пересечении границы, колесят они по просторам России с непонятно какими целями.
Мы народ не жадный и за погляд денег не берем, пусть ездят, но вопрос — все ли они так безобидны?
Как оказалось, машина была не с бельгийскими, а с болгарскими номерами, но сути дела это не меняет — «братушки», как считают все в редакции «Вечорки», в случае с СВО нас тоже предали, забыли там, как русский солдат дрался за свободу Болгарии под Плевной и на Шипке, как в сентябре 1944 года Красная армия освобождала страну от фашистских гадов. Увы, коротка человеческая память.
Бензин по 100 рублей?
Незадолго до поездки попалась мне на глаза моя давнишняя статья о ценах на бензин в Забайкалье. Называлась она «Наступает реальная жесть — бензин по 50 за литр».
Вот небольшой ее отрывок:
«У тех автовладельцев, что приехали на заправки 1 декабря, от увиденных ценников реально выпали шары. И речь идет не о краевом центре, в Чите — еще мало-мальская конкуренция есть, а о районах, отстоящих от центра на 300-400 км, где на много верст окрест никого окромя упомянутого «Нефтемаркета» нет.
В Борзе ценник на самый популярный АИ-92 в 45,50 рублей вызвал «шквал аплодисментов». За ружья и вилы народ не стал хвататься, но руководство местного монополиста на «базар» затребовал. Разговор, кстати, в пятницу состоится. Солярой в Борзе, кстати, торгуют за 47 рублей».
Дата публикации — 5 декабря 2017 года. Почти восемь лет прошло с того момента, а цены на топливо медленно (а в последние месяцы очень резво), но верно подбираются к следующей психологической отметке в 100 рублей за литр. За ружья и вилы никто не берется, народ терпит и все понимает.
Во время предыдущей поездки, было это 2 октября, чисто машинально сфотографировал АЗС в Нерчинске. Неделю спустя сделал еще одно фото. Уже после поездки внимательнее рассмотрел фотографии и результат, если честно, шокировал.
За неделю на этой нерчинской заправке АИ-98 подорожал с 91 до 92 рублей за литр, АИ-95 — с 78,60 до 79,60 рубля, самый популярный АИ-92 вырос с 71,40 до 71,90 рубля. Если тенденции продолжатся, то к новому 2026 году ценник на некоторые марки топлива перевалит за сотню. Не писал бы так подробно о ценах на бензин, но они в значительной степени влияют на все остальное. Во всяком случае, на продукты питания точно — в районы края они в большей своей части доставляются автотранспортом.
Причин для роста цен несколько. К концу сентября в России упали объемы производства бензина и дизтоплива из-за того, что 38% мощностей нефтеперерабатывающих заводов России простаивали. В 70% случаев это связано с последствиями атак украинских БПЛА, в остальных случаях — плановый ремонт заводов. При этом часть мощностей, которая должна была уйти на ремонт, продолжила работать, чтобы компенсировать потери, но сложность ситуации заключается в том, что рано или поздно они все равно должны уйти на ремонт. Аналитики уже подсчитали, что объем доступных мощностей для выпуска бензина на НПЗ в сентябре сократился к предыдущему месяцу на 18%, дальше будет больше.
В Правительстве уже рассматривают меры по нормализации ситуации на топливном рынке. Хотят обнулить ввозные таможенные пошлины в размере 5% на импортируемый бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура и увеличить импорт бензина из Белоруссии с 45 тыс. до 300 тыс. тонн в месяц. Оба пункта удивительные — Россия, мощная нефтедобывающая держава, вынуждена покупать бензин у тех, кому мы нашу нефть и продаем! В Белоруссии так вообще нет никакой другой, кроме российской. Также предлагается разрешить на полгода использование монометиланилина (ММА) — октаноповышающей присадки, применяемой для увеличения детонационной стойкости бензина. Иными словами, ММА будут добавлять в низкооктановый бензин, чтобы получить высокооктановый. А еще Минфину предлагается поручить создать экономические стимулы для применения этилового спирта в производстве бензина за счет отмены акциза на него, что позволит увеличить поставки на 100 тыс. тонн.
В рамках репортажа обо всех причинах подорожания топлива рассказать сложно, поэтому оставим этот разговор до следующей недели, а там, глядишь, ситуация с бензином нормализуется.
Олег ТОПОЛЕВ