Арест Лазуткина: тайны Коко* (видео)

  • 29 нояб. 2017 г.
Арест Лазуткина: тайны Коко* (видео)

Уголовное дело в отношении экс-министра здравоохранения Забайкалья Михаила Лазуткина прояснило многие моменты в недавней истории региональной медицины. Неоправданные траты и бардак с госзакупками, неожиданные увольнения несогласных и прочие нелогичные вещи, вероятно, мотивированы взятками, в получении которых сегодня подозревают министра из команды экс-губернатора.

Чиновника, вызывающего на себя столько народного недовольства как Михаил Лазуткин, в Забайкалье не было, и, надеемся, не будет. Читатели писали в «Вечорку» переполненные тревогой письма, слёзно просили повлиять, а порой и зло ругались. Вторым именем министра стало слово “оптимизация”, которую многие приравняли к ликвидации. Население стонало от боли, медработники - от пертурбаций в учреждениях. Ни то, ни другое, министра, как хорошего шерифа, не волновало. Ведь в отчетах и пресс-релизах всё выглядело гладко, аки средняя температура по больнице.Интересовали, вероятно, Михаила Николаевича несколько иные процедуры.

Закупки ближе к телу

Стоит пояснить, что каждому медучреждению ежедневно нужно множество вещей - лекарств, расходных материалов, инвентаря и так далее. Всё это приобретается на аукционах, которые объявляет уполномоченный орган краевого правительства. В Забайкалье этим занимался департамент госзакупок, под руководством экс-начальника краевого управления ФСБ Виктора Останина. Работа департамента почему-то не устроила минздрав,  злые языки связывали это с принципиальностью генерал-майора. Так или иначе, по приказу Лазуткина для нужд медицины был создан центр материально-технического обеспечения (ЦМТО). Логику дублирования функций поняли не все, особенно главврачи больниц. Им пришлось туго в конце 2014-го, когда департамент перестал с ними работать, а центр - ещё не начал. Больницам велели закупать всё самостоятельно, но аукционы не проводить. Это, к слову, прямое нарушение закона - ограничение конкуренции. Несколько судебных инстанций то признавали вину министра, штрафуя его на 30 тыс. руб, то оправдывали.

Примерно через год Ильковский перестроил структуру краевой власти, в результате чего вместо департамента госзакупок появился центр, а руководить им вместо Останина начала экс-работник минздрава Анастасия Лескова. Совпадение?

Во время руководства Лазуткина с должностей стали снимать руководителей. Многие из них сразу уезжали из региона, будто давая понять, что оставаться больше нельзя. Перечислять всех уволенных и уехавших - долгое занятие. Выделить среди них нужно лишь отставку главврача онкодиспансера Сергея Лескова. Как позже выяснилось, он противился закупкам оборудования, стоимость которого исчислялась сотнями миллионов рублей. Теперь, можно предполагать, что аппаратура требовалась не столько смертельно больным забайкальцам, сколько чиновникам.

Честный человек

Руководители УМВД и СУ СКР.

28 ноября региональные управления МВД и СКР оповестили о совместном брифинге. Тему не раскрывали, но было заранее понятно, что речь пойдёт о масштабном деле. «Вечорке» фамилия фигуранта стала известна за полчаса до официального оглашения. Информагентства эту информацию опубликовали чуть позже, поэтому на кого намекал глава УМВД Александр Щеглов, говоря об утечках, догадаться не сложно.

- Сотрудники УБЭП выявили коррупционную схему по получению взяток бывшим министром здравоохранения Забайкалья Лазуткиным и директором ЦМТО Дмитрием Ванюрским. Они в 2014-2015 годах организовали поставку медоборудования фирмами, которые контролировал живущий в Москве руководитель. Только по одному эпизоду поставки томографа ущерб составляет около 15 млн рублей. В виде взяток через посредников была получена взятка около 6 млн. рублей, - рассказал Щеглов.

Глава управления СКР Юрий Русанов заявил, что уголовные дела появились больше месяца назад. Против экс-министра оно появилось 12 октября, однако арестовали его только 28 ноября. В его доме в Хабаровске и в Дальневосточной дирекции здравоохранения РЖД, которую он возглавлял, читинские следователи провели обыски, а затем Лазуткина доставили в Читу. Кроме него и Ванюрского по делу проходят ещё три фигуранта - руководитель фирмы и двое предпринимателей, которым предъявят обвинения в даче взятки и посредничестве. Дать какой-либо дополнительной информации ни Щеглов, ни Русанов не могли - тайна следствия.

 

Врезка: Дело в отношении экс-министра возбуждено по ч.6. ст. 290 «Получение взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору». Самое строгое наказание по ней - лишение свободы до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и 15-летний запрет на определенную деятельность.

 

 

Интересен был один вопрос - будут ли в деле новые фигуранты. Ведь, во-первых, экс-министр был креатурой губернатора Константина Ильковского, пользовался и продолжает пользоваться его поддержкой.  Когда в аналогичную ситуацию попали руководители "Службы Заказчика" экс-руководитель Забайкалья не остался в стороне.

Отвечая на вопрос о вероятном привлечении губернатора, Русанов заявил, что «у нас данных нет».  

Второй вопрос лежит не в в плоскости юриспруденции. Получается, что несколько лет забайкальскую медицину старательно использовали для обогащения. Без того скудные средства перегоняли в Москву и в карманы, вместо того, чтобы латать сельские больницы, открывать ФАПы, привлекать врачей. В этом свете взятки на болезнях и смертях кажутся до ужаса циничными и требующими какого-то высшего возмездия.


*Коко - одно из прозвищ Константина Константиновича Ильковского. "Тайны КоКо" - вышедший в прокат мультфильм.