Придуманные лифты и буузы в «Прямом разговоре»

  • 22 дек. 2025 г.
Придуманные лифты и буузы в «Прямом разговоре»

Фото — ТГ-канал 75.ру

7 декабря состоялся очередной «Прямой разговор» губернатора Забайкальского края с жителями региона. Общение продлилось ровно четыре часа, поступило более четырех тысяч вопросов, но впечатления от этого мероприятия остались, мягко говоря, не самые однозначные.

Но не с «Разговора» хотелось бы начать, хочу обратиться к коллегам с РТК «Забайкалье»: Ребята, вы серьезно? У вас нет онлайн-трансляции на вашем сайте? А как вас смотреть? Даже у «Альтеса», в бывшем здании которого вы сейчас квартируете, десять лет назад он был! Коллеги, вы серьезно вообще, на дворе 2025 год? Хорошо нашлась-таки в телевизоре 21-я кнопка и трансляцию посмотреть удалось. И почему такие проблемы со звуком, некоторые вопросы невозможно было расслышать? Поначалу подумалось, что я один такой тугоухий, но, как оказалось, и губернатор страдал от хромающего звука все четыре часа. Вы уж там с микрофонами-то поработайте, а то прям перед Марией Ситтель было даже немножко стыдно.

Кстати, о московской гостье. Интересно, кому из губернаторской пресс-службы пришло в голову в очередной раз приглашать на «Прямой разговор» диктора федерального телевидения? В прошлый раз, насколько я помню, была Екатерина Андреева. Думаю, ладно, пережили этот опыт с приглашением в эфир московской знаменитости, теперь можно и к корням вернуться, но нет, опять на те же грабли. Наш доморощенный разве хуже бы справился? Ситтель, конечно, старалась, профессионализма у нее не отнять, но со спецификой и топонимикой региона она абсолютно не знакома.

Собирать вопросы для «Разговора» начали месяц назад, и все шло своим чередом в рабочем порядке, некоторые из них даже успели решить. Была надежда, что в этом году будет нормальная рабочая встреча, состоится заинтересованный диалог, но все изменилось после того, как стало известно о приглашении Ситтель.

Если на подобные мероприятия зовут персон, подобных Марии Ситтель, будьте уверены — вас ожидает шоу и ничего кроме шоу вы не увидите, хорошо проплаченного, но вряд ли приятного по содержанию. Понимаете, Мария Ситтель при всех ее заслугах не является лидером общественного мнения. Она, в первую очередь, диктор, говорящая голова. Свою работу — профессионально проговаривать в эфире написанный редакторами текст с телесуфлера — она делает в высшей степени хорошо. По сути, ей все равно, с кем находиться в одной студии — с губернатором Осиповым в зале «Мегаполис Спорт» или с Хрюшей и Степашкой в студии «Спокойной ночи, малыши!»

И вообще, делать шоу из общения с гражданами, которые в первую очередь ждут решения своих проблем, а не зрелища, — это слишком по-американски. Мы пытаемся избавиться от всего чуждого, заокеанского в политике, культуре, общепите и вообще в реальной жизни, но все равно с упорством бьющегося лбом в стену копируем самые худшие американизмы. «Прямой разговор» Осипова — это именно такой вариант. Шоу мы и получили, не хватало только духового оркестра, который бы маршировал перед сценой после каждого ответа под звуки бравурных маршей.

Как было сказано выше, вопросов от жителей Забайкальского края поступило более четырех тысяч, но это не точно. Не могу сказать, на какое их количество Осипов ответил, но по-настоящему острых среди них было совсем немного, чуть позже я о них расскажу, а сейчас хочется остановиться на тех вопросах, что гоняли организаторы этого действа на огромных экранах в зале. Поначалу казалось, что на них транслируют вопросы, которые поступают на телефоны «горячей линии», в мессенджерах и на сайты в режиме онлайн. Некоторые были интересными по своей постановке, некоторые — просто забавные (орфография и пунктуация оригинала сохранена):

— «Почему в Читинском зоопарке нет манула? Он же есть везде»;

— «В селе Нарын Талача очень плохие дороги и запущены дома, заборы разобраны. А главе администрации нет дела»;

— «Несвоевременная доставка почты», — вопрос из Газ-Завода;

— «Зачем чемпионаты по телевизору показывают по ночам?! Кто их смотрит? Поправьте трансляции», — Карпин Валерий;

— «Когда у нас построят АЭС?» — Трухин Павел, Краснокаменск.

А эти два вопроса просто-таки нашли друг друга, их бы отправителям встретиться в реальной жизни.

Тонких Алена из Читы: «Помогите мужа найти!», и через некоторое время на экране: «Недавно переехал в Читу. Где посоветуете познакомиться с хорошай читинкой для создания семьи?» Вот вам практически готовая ячейка общества и вклад в решение демографической проблемы.

Затем на экране прошел вопрос из Могочи от Сахипова Александра Олеговича: «Лифт не работает больше месяца, представители УК разводят рукам, срок ввода лифта в эксплуатацию после ремонта не оглашают».

В рабочем чате «Вечорки» разгорелся спор — а есть ли лифты в Могоче вообще?

Наш редактор, несравненная Елена, тут же нашла данные по всем строениям в Могоче: на весь город всего 2 шестиэтажных дома, остальные — «маломерки» от 2 до 5 этажей. Лифты есть только на ж/д вокзале. Задали вопрос нашим читателям, и через какое-то время пришел ответ от Дарьи: «В Могоче я всю жизнь прожила, и там нет домов с лифтами и никогда не было. Там есть только 2-этажки, 3-этажки, 5-этажки и два дома шестиэтажные».

Чуть позже мы в редакции выяснили — в Забайкальском крае жилые дома с лифтами есть только в Чите и Краснокаменске.

А затем все вопросы на экранах пошли по второму, а затем и по третьему разу, их попросту гоняли по кругу. Тут уже закралось подозрение, что все они были написаны губернаторскими ботами и перенесены на «стену» для имитации активности населения. Если это так, то решение абсолютно глупое. Если бы на экране появлялись настоящие, пусть порой и резкие, но актуальные вопросы, пользы было бы больше, а так… закрался червячок сомнения относительно искренности этого… шоу.

Но были вопросы и реальные, живые, что называется, «от сохи» и из окопов. Боец с передовой пожаловался, что с жены «требуют справку о совместном проживании» для получения компенсации за дрова. Сам он в доме не прописан, а чиновники требуют справку о совместном проживании. Осипов возмутился, назвал это «безобразием» и попросил разобраться с нормативно-правовыми актами.

«Вечорка» также часто получает подобные вопросы, и это вызывает удивление. Есть распоряжения Президента, губернатора, законы, но зачастую подобные вопросы о дровах, угле, стройматериалах для членов семей бойцов СВО приходится решать в ручном режиме. Осипов высказал предположение, что некоторые чиновники попросту перестраховываются и не хотят брать на себя ответственность в решении таких вопросов.

К Александру Осипову обратилась также жена бойца СВО. Он получил серьезное ранение, сейчас в Борзе, но не получает никакого лечения. Обращалась везде — получала только отписки. Губернатор ответил, что возьмет вопрос на контроль. Он также порекомендовал в таких случаях родным бойцов обращаться в фонд «Защитники Отечества» или в Правительство Забайкальского края — все номера и контакты есть на сайте портала 75.ру.

Далее поступил вопрос от студента исторического факультета ЗабГУ. Он рассказал, что многие студенты после завершения учебы не хотят идти в школы из-за низкой зарплаты. О поддержке молодых учителей губернатор попросил ответить министра образования Марину Секержитскую. По ее словам, у молодых педагогов зарплата составляет порядка 120-140 тыс. руб., молодым специалистам в возрасте до 35 лет включительно установлена ежемесячная надбавка к окладу (должностному окладу), ставке зарплаты, исчисленной с учетом фактической педагогической нагрузки, в первые три года работы в размере 80%, в течение четвертого года работы в размере 60%, в течение пятого года работы в размере 30%.

Этот ответ и особенно сумма, озвученная Секержитской, вызвала взрыв недоумения и волну возмущения в чате «Вечорки». Озвучивать все то, что наговорили наши читатели, не буду — Роскомнадзор не спит, и за пару подобных комментариев нам могут впаять такой штраф, что суммы, озвученные Секержитской, будут в сравнении с ним сущей мелочью. В общем, абсолютно оторванные от реальности суммы называла министр.

Много Осипов говорил о ремонтах и строительстве школ и детских садов, но и тут не все гладко. Школа в Тыргетуе Карымского района уже который год ждет ремонта. Капитальный в 2026 году ей не светит, будет только частичный. Эту школу планируют включить в федеральную программу на капитальный ремонт лишь на 2028-2030 гг.

Есть проблемы с детсадом в Акше. К губернатору обратилась девушка из этого села. Она пожаловалась, что уже несколько лет в поселке длится эпопея с детсадом — то строители подведут, то еще что-то, а детей возят в соседние села. Осипов проблему подтвердил и пообещал начать строить детсад с нового года.

А еще одна молодая мама спросила губернатора о развитии микрорайона Остров. Этот вопрос Осипов переадресовал мэру Читы Инне Щегловой. По ее словам, в Ингодинском районе, к которому относится микрорайон, запланировано большое благоустройство, в 2026 году приведут в порядок сквер на Шестиперова и также планируют построить там небольшой храм. Вот только о строительстве зданий культа, г-жа Щеглова, все же надо спрашивать у местного населения. Хотят ли люди в зоне отдыха видеть храм?

Тема мусорного оператора «Олерон» набила всем оскомину, и даже московская гостья заметила, что в списке вопросов очень много обращений по вывозу коммунальных отходов. Так, жительница Читы Татьяна Прокопьевна сказала, что кучи мусора растут с каждым днем.

«Если не получится в ближайший месяц исправить эту ситуацию, значит нужно принимать принципиальное решение (по изгнанию «Олерона» из края — прим. авт.)», — подчеркнул губернатор.

Осипов отметил, что нельзя идти на поводу неэффективной организации работы. Вообще, об отвратительной работе «Олерона» на протяжении нескольких лет говорят абсолютно все, но сколько тонн отходов за это время увезли на полигон ТБО, а воз с мусорным оператором продолжает торчать зловонной кучей на виду у всех.

Жители с. Дайгур Хилокского округа пожаловались на то, что их дети не могут добраться до школы в с. Харагун — автобус есть, но нет водителя, люди не идут из-за низкой зарплаты. Губернатор пообещал увеличить зарплату водителям школьных автобусов на 30%.

Ближе к завершению «Разговора» Осипов вручил скромные награды юным забайкальцам за общественные подвиги и вклад в поддержку бойцов СВО.

14-летний пожарный Даниил Сычев из Смоленки в мае 2025 года спас пять человек — вывел их из задымленного помещения. Роман Авдеенко из пос. Каштак последние два года борется с гололедом на читинских дорогах, подсыпает скользкий спуск с горы, чтобы водители могли безопасно проехать. Братья Дмитрий и Кирилл Сосковы на протяжении двух лет ремонтируют автомобили перед отправкой на СВО. Шестиклассник Артем Карибян для нужд СВО передал мотоцикл — подарок на день рождения от родителей.

Завершался «Прямой разговор» традиционным блиц-опросом.

«Самое важное событие в 2025 году?» — спрашивает Ситтель. Осипов моментально отвечает: «Русский форум». И это удивительно. А как же желание губернатора поставить в Забайкалье памятник Чингисхану, которое он высказал на другом, почти научном форуме, проходившем в Чите, «Чингисхан: наследие в евразийской государственности»?

Как-то не вяжется одно с другим, более того — одно другому прямо противоречит.

Вопрос: пельмени или буузы? Ситтель назвала его провокационным. Осипов после некоторой паузы выпалил: «Буузы — наше все!» И тут с губернатором не поспоришь.

Когда «Прямой разговор» с Осиповым подходил к концу, в чате «Вечорки» появился этот комментарий, который можно считать квинтэссенцией четырехчасового марафона: «Один вопрос должен был быть у всех — когда закончится война, или всем уже по… (все равно)? Про всякую херню спрашивают, то одному бабу надо, другому манула, третьему «Олерон» мешает, а мужики на войне погибают, вы привыкли уже?»

Олег ТОПОЛЕВ