Фото автора
На самом деле, таких дней два в году. Первый в мае, когда все забайкальцы, а наверняка, и жители других регионов, но про них пусть пишут тамошние журналисты, сажают картошку. Второй - в сентябре, когда те же забайкальцы урожай собирают в позе известного членистоногого.
Как бы не развивались технологии, нейросети и другие искусственные интеллекты, забайкальцы картошку сажали, сажают и будут сажать. Покуда человек состоит из плоти и крови, ему нужно питаться. Самой доступной пищей для всех нас остаётся картошка, не требующая особого ухода и рабского труда, дабы вырастить ее. Посадил-огреб (в смысле «окучил», а не то, что некоторые подумали – авт.) -выкопал – вот и вся формула продовольственной безопасности на ближайшие месяцев десять для каждой забайкальской семьи.
Моя семья не исключение. Минувшим воскресеньем мы дружной компанией вышли в огород. Благо погода благоволила в тот день – не было ни дождя, ни ветра. Меня всегда поражал тот сакральный пиетет, с которым простые забайкальцы относятся к сбору картошки. Вот и в воскресенье над огородом витал дух какого-то загадочного таинства. Вроде бы все проще пареной репы – подкопал грядки лопатой или вилами, вооружился копарулькой, и - вуаля! - картошка в ведре, потом в гурте на пару часов, затем уже в проветренном специально для нее подполе, откуда небольшими порциями будет почти год поступать на кухню, а оттуда уже на будничный или праздничный стол.
Однако лица у забайкальцев в этот день серьезные, движения и даже слова пропитаны важностью момента.
Вся эта академическая спесь улетучивается лишь после того, как урожай займет свое место в подполе. Крестьяне и даже горожане, которые предпочитают доморощенную картошку покупной, вмиг становятся веселыми. На столе появляется жарёха из той самой картошки, которая еще пару часов тому назад спокойно себе покоилось в земле. А запасливая хозяюшка, ну вроде моей тёщи, откуда-то из ей одной известных закромов достанет бутылочку праздничного напитка. Как никак урожай собран, а значит можно праздновать «саламат». Так в некоторых районах Забайкалья называют окончание сбора урожая.
Праздновать в тот день было что. По словам тестя, картошка в этот году уродилась на славу.
«Ее больше, чем в прошлом, она и покрупнее прошлогодней. Порадовала та белая, семена которой ты в агроинституте брал. Я до этого ее подкапывал, она как на подбор вся - рассыпчатая, проволочником не порченая, вкусная очень. Думаю, до нового урожая дотянем», - сказал тесть, по-мужицки мудро и гордо глянув на картофельный гурт.
Пока суть да дело, мы в редакции не прекращаем свое исследование, целью которого являются поиски «нулевой» картошки в Забайкалье. Пока же в нашем арсенале есть три основные версии появления ее в наших краях. Первая – казаки-первопроходцы. Вторая - декабристы завезли. И третья, самая вероятная, по моему мнению, «зашла» картошка к нам не с запада, а через Китай, где она была известна задолго до появления в России. Считается, что картофель в Поднебесной появился в период Ваньли династии Мин (1572-1620 гг.). Подтверждения этому исследователи находят в книгах, написанных в тот период. О конечных результатах этого журналистского исследования мы обязательно сообщим.
Владимир КАНТЕМИР