От степей Дорнода до вершин Хэнтэя

  • 14 нояб. 2023 г.
От степей Дорнода до вершин Хэнтэя

На фото: Закат на Хэнтэе

Suzuki Jimny Sierra в степях Дорнода и горах Хэнтэя  

Маленький непобедимый джип и монгольский мир отныне неразрывны и всегда будут жить в моем сердце. Он едет в сиянии солнца и сквозь сильнейшие ветра по бескрайней степи, непроходимым топям и болотам, невероятным рытвинам, оврагам и балкам, крутым и глубоким бродам. Брызги воды и грязи, песок и камни летят в стороны. Урча, джип упорно карабкается четырьмя колесами на сопки и победно взмывает на вершины гор навстречу лучам солнца. Он спокойно едет по сплетенным корневищам и камням сумрачной тайги, преодолевает стремительные горные реки и речушки, слагающиеся в Онон, Керулен, Улзу, а дальше — в маленькие и больше степные озера, Аргунь и могучий Амур.

 
На фото: На Баруун Торее. Перед Монголией

Все водные потоки монголов бегут с Хэнтэйского нагорья. и мои слова «Благословенны Хэнтэйские дожди» имеют конкретный смысл, ведь от них зависит жизнь и развитие моих земляков и сородичей. Теперь я думаю, что создатели Suzuki Jimny Sierra знали об этом.

Кажется, джип понимает мои мысли, он доволен и, улыбаясь фарами, едет по бескрайнему миру плоти и влаги, земли и растений. Из густых трав взлетают дрофы, вдали сверкают глади озер, синеют гребни хребтов, белеют в синеющих миражах юрты, маячат контуры всадников, пасутся кони, коровы, козы, овцы, верблюды, над ним пролетают осенние лебеди и гуси, а на вершинах гор стоят в лучах вечернего солнца изюбри. И далеким фоном звучит монгольская песня.

От степей Дорнода до вершин Хэнтэя далеко, не только далеко, но и опасно. Длина реки Улзы — 425 километров, а Онона — 1032 километра. Вряд ли ошибусь, если скажу, что этим маршрутом еще никто не ездил. Тем более — от Эргунэ-хун до Бурхан Халдуна. Но об этом позже.

Наш первый маршрут тестовый, пробный. За ним будут другие. Природа людей, животных, растений неразделима и неразрывна. Suzuki Jimny Sierra — железный и живой конь нашей современности — непобедим и едет только вперед в любой ситуации. Теперь он — частичка этой природы, а потому с ним надо говорить. Он тверд и мягок, ласков и послушен, как лучший и верный друг…

Монголы мира — люди природы — слагают своим коням гимны, оды и саги. Благоговеют перед конями, благословляют их, ставят им памятники. В Монголии таких памятников много. Мы, монголы России, — неразрывная часть монголов мира, каждый из нас — их плоть и дух. Отныне в период высочайшего развития науки и технологий я слагаю в душе и сердце гимны и оды железному и живому коню Азии:

Вперед,

«Сузуки-Джимни-Сьерра» —

моя любовь, надежда, вера.

Живи и радуй все народы,

как вдохновение природы!

Впервые за всю историю человечества, не побоимся столь высокопарного выражения, Suzuki Jimny Sierra проложила путь человеку от российского села Новая Заря до монгольских вершин великого Хэнтэйского нагорья. За рулем — Гантөмөр, штурман — Мөнхнаран.

Пора озвучить настоящую правду и о нас: обрусевшее имя Кантемир в монгольском мире всегда был и звучит как Гантөмөр, а мое тибетское имя Цырен-Ханда переводится на монгольский язык как Мөнхнаран, то есть Вечное Солнце. Слово Гантөмөр означает — крепкая сталь, булат, а иногда — стрелок из лука. На территории России нас называют Владимиром Кантемиром и Виктором Балдоржиевым.

 
На фото: Встреча в степи. Ганаа Гантөмөр и Владимир Гантөмөр

Наша «Джимни-Сьерра» прошла 3160 километров, большая часть которых не дороги, а направления: степи, горы, броды, камни, песок. Кантемир, или Гантөмөр, четко выучил монгольские слова: Баруун — вправо, зуун — влево, сайн байнуу — здравствуйте, баярлаа — спасибо и т.д. Кстати, продолжая изучать монгольский язык, на десятый день нашего вояжа, в Улан-Баторе, мы наткнулись на европейцев. На мой вопрос: «Are you from England or America?», они ответили: «Nous sommes de France», на что мой друг отреагировал: «Bonjour! Une fois, j'ai étudié le français». И печально добавил на русском: «Жаль, что мы плохо знаем, а то и совсем не знаем языки. Мир был бы лучше».

Это задача человека, имеющего понятие о реальном развитии, только такое развитие — смысл жизни. Монголоиды японцы создали Suzuki Jimny Sierra, открыв мне возможность преодолеть степь Дорнода и горы Хэнтэя. Они делают миры лучше. Кто еще? Перечислите и подумайте о своем вкладе. И поезжайте в Монголию, где непременно появится возможность поговорить на английском, французском, немецком и других языках народов мира…

Большое человеческое спасибо тебе, Suzuki Jimny Sierra! Журналистские и писательские командировки зачастую начинаются и заканчиваются на асфальтированных банах, далеких от жизни беседах и банкетах с начальством, постановочным контентом, но ты провезла нас по настоящей Дороге Жизни, где настоящий мир настоящих людей. Ты связываешь миры и делаешь их лучше. Что еще может быть благороднее процесса решения такой задачи?


На фото: В Дадал сомоне

Уже на монгольско-российской границе на вопрос российских таможенников «Как жизнь в Монголии?» я был вынужден ответить: «Тушенка и колбаса настоящие. Настоящие!» Именно вынужден, ибо только такая образность может подействовать на воображение и логику моих земляков и сородичей лучше любых материалов об уровне жизни других людей, об их честности, открытости и невероятном для нас и естественном для них стремлении оставаться такими в любой ситуации, ибо монголоиды не должны превратиться в рептилоидов при любых обстоятельствах. В этом стремлении скрыто настоящее богатство и сила любого современника независимо от расовой и национальной принадлежности, цель и смысл которого — только и только развитие.

Никогда не верьте тем, кто говорит о стабильности: колесо стоит только тогда, когда едет. В путь! Развивайтесь, ничего и никого не бойтесь. Если плюют тебе в спину, значит ты идешь впереди. Знаю, знаю на маршрутах, проложенных нами, потом появится много людей. Может быть, даже президенты, но точно — губернаторы, чиновники, пишущая братия, священнослужители и еще много разных людей. Они освятят и узаконят эти места в повестках своих режимов. Кто-то получит награды и звания, другие — повышения по службе, третьи — многомиллионные гранты. Так бывает всегда. Но для этого кто-то должен озвучить правильную мысль, которую всегда, но тщетно, пытаются исказить, ибо в перспективе остается всегда мысль, которой природа одаряет только тех, кто следует путем развития.

Дорогая Suzuki Jimny Sierra, ты решила предложенную тебе задачу на отлично, я еще напишу тебе соло — монгольский гимн коню, сложу сагу о твоем непостижимом упорстве и стремлении вперед, создам контент о дружбе человека и железного коня. Ты напомнила мне о далеком детстве, когда я худеньким загорелым мальчиком ездил с отцом на твоем российском прообразе ГАЗ-67 по знойным забайкальским степям и сопкам. За нами шел американский Willys MB моего дяди, тоже твой прообраз. Иногда я пересаживался и называл эти великолепные аппараты «Машинами маршалов». Ты — продолжение этих машин и этого маршрута, но ты круче, ибо ты — современное достижение монголоидов-японцев, которые каждый миг делают мир лучше, ведь они не имеют понятия о стабильности, а смысл их жизни — в развитии. Слава твоим создателям, Suzuki Jimny Sierra!

На этом пока все. Дальше риторика и стиль должны меняться согласно хронологии и обстоятельствам. Я буду писать о них на своих ресурсах и в «Вечорке». Следите за ними, дорогие земляки и сородичи.

И без никакого лукавства, без никакой рекламы призываю: «Подписывайтесь, на «Вечорку»! Единственная настоящая газета Восточной Сибири должна стать межнациональной, особенно популярной среди бурят-монголов. Лелею надежду, что когда-нибудь газета будет выходить на халхаском и бурятском языках. С этой целью и огромным желанием реального развития своим землякам и сородичам я и совершил двенадцатидневную поездку, которая стала возможной благодаря редакции газеты «Вечорка» и, конечно, тебе, Suzuki Jimny Sierra!

 

Виктор Балдоржиев

Октябрь 2023 года

Фото автора