Что не так с нашей армией?

Что не так с нашей армией?

Фото: Яндекс

Страсти по поводу вооруженного мятежа Евгения Пригожина не утихают. Уже, казалось бы, стало понятно, что никакого мятежа на самом деле не было, а все фигуранты вообще о чем-то уже договорились. Бойцы ЧВК «Вагнер» перебазировались в Белоруссию и начали там обучение подразделений местной территориальной обороны, технику и вооружение вагнеровцы передали Министерству обороны России, а сам Пригожин остается на свободе под гарантии Президента Путина.

Но телепропаганда и прочие СМИ не успокаиваются. И особняк-то у Пригожина большой и даже с бассейном (как будто у других наших олигархов или министров иначе), и сам он Карабас-Барабас (как вдруг оказалось — вот сюрприз-то!), и вооружения накопил на целую армию, при этом возводя клеветы и наветы на безупречных руководителей Минобороны.
Я уже писал, что личной симпатии к Пригожину не испытываю от слова совсем. Но я за то, чтобы справедливость устанавливать даже в условиях войны и цензуры (которых у нас формально нет). Поэтому давайте расставим все точки над Ё.

Мятеж или измена?
Президент России Владимир Путин, юрист по образованию, назвал демарш вагнеровцев вооруженным мятежом. Сразу же все провластные СМИ и депутаты Госдумы, в том числе генерал Гурулев от Забайкалья, с пеной у рта стали развивать этот посыл-указание: мятеж, предательство, нож в спину и так далее.
Нельзя бросаться такими словами в каком-никаком правовом государстве.
В Уголовном кодексе РФ есть статья 279 — «Вооруженный мятеж»:
«Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет».
Вот и интересно, что же собирались вменить Пригожину: свержение конституционного строя РФ, насильственное изменение его, нарушение территориальной целостности РФ? И как бы это доказали?
Понятно, что когда нашему «правовому» государству надо, «независимый» суд «докажет» что угодно. Даже девиз афонских монахов «Православие или смерть» признают экстремизмом (я не шучу, за это реально судят).
Очевидно, что по закону назвать пригожинский демарш мятежом не получается. Может, было предательство?
Назвать Пригожина предателем, конечно, можно, но это просто эмоциональное оценочное суждение. В законодательстве такого понятия нет.
В УК РФ есть статья 275 — «Государственная измена»:
«Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».
Из всего перечисленного Пригожину тоже вменить нечего. Скорее наоборот.
По-человечески предательство — это нарушение обета верности, и не всегда такой обет формален, часто просто подразумевается. Иуда предал Христа, хотя никакой клятвы верности Ему не давал.
В светско-государственном смысле предательство — это нарушение присяги, например воинской или другой ведомственной, корпоративной.
Во-первых, Пригожин присяги не давал.
Во-вторых, присяга всегда персонально ориентирована. Присягу давали вождю, князю, императору. То, что у нас называют присягой, — советское изобретение. Присяга советскому народу и компартии, сейчас присяга Российской Федерации. Там, где власть выборная, хотя бы формально, иначе не придумаешь.
Но при этом и понятие предательства теряет смысл. Предал кого?
В данном случае — Пригожин предал кого?
То есть предательство и измена тоже не подходят. Нож в спину? С этим мы ниже разберемся.

«Весь мир — театр, и люди в нем — актеры»
О том, что через пять дней после «мятежа» Президент России Путин встретился с Пригожиным и командирами «Вагнера», сообщать, очевидно, не собирались. Но пришлось — после того как об этой встрече, со ссылкой на источники в разведке, написала французская газета Libération.
Встреча состоялась в Кремле 29 июня. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков на вопрос журналистов о том, общался ли Путин с «вагнеровцами» после 24 июня, вынужден был признать: «Действительно, Президент имел такую встречу. Он пригласил на нее 35 человек. Всех командиров отрядов и руководство компании, включая самого Пригожина». Как уточнил Песков, беседа длилась целых три часа, и бойцы выразили готовность вернуться в зону проведения СВО.
В ходе беседы Путин «дал оценку действий компании на фронте в ходе СВО, а также дал свою оценку событий 24 июня». Он «выслушал объяснения» командиров, которые «акцентировали, что являются убежденными сторонниками и солдатами Верховного главнокомандующего». «И также сказали, что готовы дальше продолжать сражаться за Родину», — уточнил Песков. При этом Президент предложил им «дальнейшие варианты трудового применения».
Что интересно, пресс-секретарь Путина отказался отвечать на вопрос о том, присутствовали ли на собрании представители Министерства обороны.
Еще интереснее, что та же Libération сообщила, будто Пригожин также встречался с директором Росгвардии Виктором Золотовым и главой Службы внешней разведки Сергеем Нарышкиным.
Дотошные французы также сообщали, что Путин встречался с Пригожиным во время Петербургского экономического форума — как раз за неделю до пресловутого «мятежа».
То есть «картина маслом» вырисовывается такая: пообщавшись с Президентом в Санкт-Петербурге, Пригожин через неделю затевает мятеж, идет на Москву, после разговора с президентом Белоруссии Лукашенко разворачивается, а через пять дней снова что-то обсуждает с Путиным. Мне одному это кажется постановкой?
Не стану настаивать на такой трактовке, но просто предположим. Тогда встает неизбежный вопрос: а зачем?
В комментариях на встречу в Кремле 29 июня политологи накидали в СМИ кучу версий, одна чудесатей другой. Не будем повторять эти глупости, дадим свое объяснение.
Нарастающее в народе недоумение по поводу того, что Украина все-таки начала свое сто раз обещанное контрнаступление, а гораздо более сильная и вооруженная Россия наступление с целью хотя бы денацификации и демилитаризации Украины, как было провозглашено в начале СВО, не то что освобождения юго-западных русских территорий, все никак не начинает, надо как-то народу объяснить. Вот, например, такое объяснение: у нас тут, понимаешь, смута, вооруженный мятеж, не до наступления сейчас.
Но в вооруженный мятеж слишком многие как-то сразу не поверили, поэтому пришлось, как сейчас модно говорить, переобуться в воздухе и, надев на голову Лукашенко лавровый венок миротворца, отправить к нему вагнерόв тренировать территориальную оборону. Что, на мой взгляд, тоже неплохо. Давно пора готовить войска на территории Белоруссии к броску на Западную Украину с целью перерезать все приграничные коммуникации. Да и подзатыльников галичанам давно пора надавать.

А действительно, почему не наступаем?
Да потому, что Евгений Пригожин, которого западные СМИ всегда называли чуть ли не другом Путина, возможно, единственный в России олигарх, который прямо и открыто поддержал СВО. Некоторые другие олигархи поддерживают, что-то финансируют, даже содержат добровольческие батальоны, но только в силу сложившихся обстоятельств и своей зависимости от центральной власти. В целом — и в этом нет никаких сомнений — россиянский олигархат резко против СВО и больше всего хочет не победы, а замирения на условиях Запада, чтобы все стало как раньше. Ну а то, что современная Россия — не царство и даже не диктатура, а банальная олигархия, доказывать нет необходимости. Иначе такие люди, как, например, Эльвира Набиуллина (глава Центробанка), давно сидели бы в тюрьме, а из всех министерств и ведомств, особенно связанных с образованием и культурой, давно выгнали бы всех соросят и швабианцев.
Противоречия и исход борьбы между условными «башнями Кремля» нам, конечно, пока неизвестны. Но очень хочется надеяться, что инстинкт самосохранения все-таки возьмет верх и реальная операция по освобождению всех русских земель юго-западной окраины рано или поздно начнется. Группировка войск в Белоруссии с участием вагнерóв двинется на юг, отсекая пути снабжения Украины западным оружием и раздавая подзатыльники галичанам, а формируемые в Южном военном округе новые армии при поддержке Черноморского флота двинутся через Херсон, Николаев и Одессу на воссоединение с Приднестровьем, отсекая Украину от черноморских портов. Посмотрим.

Шойгу, где снаряды?
Рассказывая, какой Пригожин жадина-говядина, нам показывают технику и вооружение, переданные «Вагнером» Министерству обороны. Техники много, но она вся не новая, с заводов, как нам врут СМИ, просто ухоженная. Да, за техникой надо ухаживать, и в этом упрекать вагнеровцев просто бессовестно. Учиться надо.
Показывают ящики со снарядами на складах в Воронеже. Много их в кадр видеорепортажа не возьмешь, но говорят, что очень много, мол, врал Пригожин про снарядный голод, когда обвинял Шойгу и Герасимова.
СМИ сообщают, что из всего переданного ЧВК «Вагнер» вооружения одних только боеприпасов различных типов и калибров было 2,5 тысячи тонн. Страшно много!
Но отметим, что именно различных типов и калибров, включая и малый калибр, и патроны для стрелкового оружия. То есть не все 2,5 тысячи тонн — это снаряды для артиллерии, самыми ходовыми из которых являются 152-миллиметровые, на недостаток которых жаловался Пригожин.
Вес одного 152-мм снаряда, в зависимости от предназначения, 40-49 кг, вес одного выстрела (с гильзой и пороховым зарядом) — 52-64 кг. Понятно, что в переданные 2,5 тыс. тонн входят именно выстрелы, иначе нафига снаряды нужны.
Для простоты будем считать, что средний выстрел весит 60 кг, и их на складах «Вагнера» было, может быть, половина от всех боеприпасов (наверняка меньше), то есть, допустим, 1,2 тысячи тонн. Это 20 тысяч выстрелов. Довольно много. Ну пусть будет 25 тысяч, ведь использовались и другие калибры.
По заявлениям Евгения Пригожина, которые никто не оспаривает, для продвижения хотя бы на 100-200 метров в день на Артемовском направлении было необходимо около 6 тысяч снарядов в сутки. Итого 25 тысяч — это расход на 4 дня боев. Получается, что не так уж и много, тем более что запас должен быть обязательно.
Но все-таки посмотрим, сколько снарядов расходуют войска, не полагаясь на утверждения Пригожина.
Например, министр обороны Украины Резников утверждает, что украинские военные расходуют 110 тысяч 155-мм боеприпасов в месяц, то есть почти 3700 в день. При этом считается, что мы расходуем раз в 10 больше, то есть почти 40 тысяч в день. И по свидетельству авторитетного ТГ-канала «Военный Осведомитель», «в реальности тех самых 25 тысяч артиллерийских снарядов, которые из ЧВК «Вагнер» были переданы обратно Министерству обороны, хватит всего на несколько дней интенсивных боев… Например, западные СМИ и аналитики оценивали ежесуточный расход боеприпасов ВСУ «всего» в 5-6 тысяч снарядов [не только 155 мм]. Аналогичных оценок в отношении противника придерживался также и Владимир Путин. Оценки же расхода боеприпасов российской артиллерии обычно в несколько раз выше и иногда достигали 20 и даже 30 тысяч снарядов в сутки».
Сотрудник Пентагона, слова которого приводит американское издание Politico, оценивает примерное количество ежедневно расходуемых артиллерийских снарядов украинскими войсками от 4 до 7 тысяч в день, российскими — около 20 тысяч.

И надо заметить, что это не так уж и много, поскольку интенсивность боевых действий в целом не так велика, как была у вагнеровцев под Бахмутом.
Оценить расход снарядов в боях высокой интенсивности можно на примере Сталинградской наступательной операции — там среднемесячный расход боеприпасов составлял 3 млн снарядов и мин, то есть около 100 тысяч в день.
Кажется, претензии Пригожина к Шойгу имеют основания.

Недомятеж
Если Пригожин прав, то было бы странно, если претензии к руководству Минобороны были бы только у него. Ан нет, не только.
Неделю назад стало известно об отстранении генерал-майора Ивана Попова от командования 58-й общевойсковой армией Южного военного округа. Эта армия на протяжении более месяца успешно отражает украинское контрнаступление на Запорожском направлении в кровопролитных боях. Успехами именно этой армии бахвалится Шойгу перед Путиным и в СМИ. Попов оказался вторым крупным участником СВО после Пригожина, обвинившим нынешнее руководство Минобороны и Генштаба в «предательстве».
Аудиообращение Попова выложил в своем ТГ-канале экс-командующий 58-й армией депутат Госдумы от «Единой России» из Забайкалья генерал-лейтенант Андрей Гурулев.
Вот что сказал Попов: «Возникла ситуация сложная со старшим начальством, когда надо было либо смолчать и смалодушничать и сказать то, что они хотели услышать, либо назвать вещи своими именами. Во имя вас и во имя погибших наших всех друзей боевых не имел права врать, поэтому обозначил все проблемные вопросы, существующие на сегодняшний день в армии по боевой работе, по обеспечению, назвал все вещи своими именами, заострил внимание на самой главной трагедии современной войны. Это отсутствие контрбатарейной борьбы, станций артиллерийской разведки и массовые гибели и увечья наших с вами братьев от артиллерии противника. Также поднял еще ряд других проблем, высказал это на самом высоком уровне откровенно и предельно жестко. И, видимо, старшие начальники почувствовали во мне опасность какую-то и стремительно, за один день световой состряпали приказ министра обороны и от меня избавились. Как сказали сегодня многие командиры в полку, дивизии, нашу армию не смогли пробить с фронта военнослужащие вооруженных сил Украины, но нас ударил с тыла наш старший начальник, предательски и подло обезглавив армию в самый тяжелый и напряженный момент…»
Близкий к ЧВК «Вагнер» ТГ-канал Grey Zone раскрыл подробности: «Иван Попов действительно был отстранен от командования 58-й ОА после того, как начальником Генерального штаба ВС РФ Валерием Герасимовым был заслушан его доклад, где в том числе высказывались весомые доводы о необходимости проведения ротации подразделений ВС РФ, которые находятся длительное время на переднем крае линии боевого соприкосновения, а также замены подразделений, которые ввиду естественных причин понесли значительные потери убитыми и ранеными. В ответ на представленный доклад Валерий Герасимов заявил, что командующий 58-й ОА генерал-майор Иван Попов занимается дезинформацией и паникерством, а в парировании слов начальника Генерального штаба теми словами, что тогда Иван Попов попытается достучаться до Президента, в традиционном полуистерическом тоне обвинил его в шантаже и сказал, что тот фактически отстранен от должности».

«О деятельности генерал-майора Ивана Попова можно сказать, что он пользовался огромным уважением у подчиненных, и как минимум за ним не было негативных отзывов, а его указание на проблемы с отсутствием ротаций на фронте действительно имеют место», — написал Grey Zone
Личности и заслугам Попова отдают должное не только пригожинцы.
Военный эксперт Владислав Шурыгин (ему я доверяю без сомнений) в своем ТГ-канале «Рамзай»: «Генерал Иван Попов умница! Был со своими солдатами с первых дней войны. Был тяжело ранен, вернулся в строй. Пользуется беспрекословным авторитетом у солдат и офицеров. Его отстранение страшный удар по всей армии!»
Военный блогер Михаил Звинчук, ТГ-канал «Рыбарь»: «Попов пользуется колоссальной поддержкой со стороны личного состава: бойцов на передовой сильно деморализовала новость об отстранении «простого» и «понятного», честного генерала Попова».
Первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак: «Совесть Ивана чиста. Такими командирами Родина может гордиться».
Председатель комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов: «Самое главное умение любого начальника — умение видеть проблемы и слышать своих подчиненных. Поэтому я думаю, что услышали, увидели и будут принимать меры те, кому это положено делать».
Комментировать тут нечего, все понятно. Остается надеяться, что изменения в руководстве Минобороны все-таки не за горами.
Победа будет за нами!

Александр ЯРЕМЕНКО