Фото Любови Лопатиной
25 января 2025 года мужу Любови Лопатиной, жительницы Красночикойского района, сообщили, что ее сын Дмитрий упал с высоты. Звонивший говорил невнятно, позже выяснилось, что это был участковый одного из районов Улан-Удэ.
Дима, житель села Красный Чикой, учился в Байкальском колледже недропользования в Улан-Удэ, жил в общежитии. А 25 января оказался в съемной квартире № 68 в одном из домов на ул. Бабушкина в Улан-Удэ. Он выпал с 7-го этажа из окна лоджии и погиб.
Сначала следователи рассматривали гибель юноши как несчастный случай, а потом стали настаивать на другой версии — суицид. Но мама Димы считает, что 19-летнего мальчишку убили. И на это у нее есть веские основания…
Несчастный случай?
25 января Дима со своей знакомой девушкой Арюной сняли на сутки квартиру на Бабушкина. По словам девушки, они вдвоем пили там пиво и смотрели фильмы. Потом она ушла в другую комнату (правда, квартира была студией, но предположим, что ушла в ванную комнату), а когда вернулась, увидела, что Дима сидит на окне лоджии, курит, свесив ноги вниз. Арюна не успела отреагировать, и Дима упал.
Суицид?
Даже если верить словам девушки, это похоже на несчастный случай, однако следователи стали отрабатывать другую версию — суицид. В первые дни после смерти Димы следователи на допросах стали расспрашивать мать о биологическом отце юноши.
«Я честно в ходе допроса рассказала следователю, что родной отец моего сына покончил жизнь самоубийством — повесился. Он был военным, привычка выпивать после трудового дня привела к тому, что он просто спился. Я боролась за семью два года, но муж продолжал пить, и мы с ним расстались. Диме было 3 года, когда я снова вышла замуж. С моим вторым мужем у Димы сложились хорошие, доверительные отношения, он называл его отцом с трех лет. С родным отцом Дима не общался. После развода у бывшего мужа было еще два брака, в третьем родилось двое детей, пить он не прекращал, не работал, жена его бросила, и он покончил жизнь самоубийством от безысходности. Видимо, мой рассказ и сыграл роль в том, что следствие принялось доказывать, что Дима совершил суицид. Но у моего ребенка жизнь только начиналась, он был воспитан в любви и понимании, был добрым, отзывчивым парнем, хорошо окончил школу, строил планы, и причин для суицида у него не было. Об этом я пыталась донести каждому из следователей по делу», — рассказала Любовь Николаевна.
27 января она приехала в морг, но ей не дали опознать сына. После вскрытия и получения медицинской справки о смерти мать забрала тело Димы и привезла домой, в Красный Чикой. Дома родственники увидели и сфотографировали повреждения на теле Димы — царапины на шее, синяки на костяшках рук, синяк под левым глазом.
«Эти повреждения говорят о том, что в квартире была драка. Перелом лобной части головы слева, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, мог быть получен как от удара тупым предметом с большой силой или от падения с высоты, так и в совокупности», — рассказала Любовь Николаевна.
Причиной смерти судмедэксперт назвал самоубийство. Как позже пояснили родственникам, такое заключение врач дал на основании данных следователя.
«Как через 36 часов после смерти, опросив только одного свидетеля, следователь смог сделать вывод, что это самоубийство?» — спрашивает мама Димы.
Уже в апреле 2025 года она написала заявление на имя руководителя следственного отдела СУ СК г. Улан-Удэ с требованием провести допрос судебно-медицинского эксперта для дачи пояснений, на основании каких и чьих данных им внесена запись о причине смерти — «суицид». Но врач так и не был допрошен.
Убийство?
Вскоре неравнодушные жители Улан-Удэ отправили родным Димы видео падения — возникло подозрение, что в квартире помимо Димы и Арюны был кто-то еще. А позже, когда у них в распоряжении оказались видео из подъезда, они пришли к выводу, что в квартире произошел конфликт и, возможно, убийство. Но следствие на доводы родных не обращало никакого внимания.
В феврале Любовь Николаевна с сестрой поехали на место происшествия, чтобы выяснить хоть какие-то факты, подтверждающие или опровергающие их подозрения. 9 февраля они выехали в Улан-Удэ, предварительно через сайт объявлений сняли квартиру № 68 в доме на Бабушкина, из окна лоджии которой упал Дима. Они хотели посмотреть квартиру и лоджию, побывать на месте падения и узнать, есть ли камеры видеонаблюдения, кроме камеры с задней стороны дома.
«Квартиру № 68, хозяйкой которой является Ирина Д., мы забронировали, заселение должно было состоятся 9 февраля 2025 года в 14:00. Но в последний момент, когда мы уже приехали на адрес, Ирина Д. позвонила и сказала, что в 68 квартире предыдущий квартиросъемщик сломал ножку от кровати, и поэтому она меняет нам квартиру на аналогичную — № 134 на 14 этаже в этом же доме. Возникло подозрение, что замена квартиры не случайна, но мы согласились, так как хотели обследовать дом и систему видеонаблюдения», — описала в своем расследовании Любовь Лопатина.
На 10 февраля она назначила встречу со следователем Д., чтобы ознакомиться с материалами доследственной проверки.
Дом на Бабушкина
Когда Любовь Николаевна с сестрой заселились в квартиру, они выяснили, что в доме есть 12 камер видеонаблюдения. Квартира № 134 оказалась аналогичной 68-й квартире — однокомнатная квартира-студия, располагавшаяся как раз над 68 квартирой, только семью этажами выше.
«Сразу вспомнились показания Арюны: «Вышла в другую комнату», но в квартире-студии комнат не было. Мы обследовали окно лоджии, на которое якобы присел Дима, а потом соскользнул с него. Окно располагалось высоко, рост Димы был 1,73 м, учитывая высоту окна, ему нужно было встать на стул, чтобы присесть на это окно и свесить с него ноги», — рассказала Любовь Николаевна.
«Считаю, что руководство следственного управления СК РФ Октябрьского района было в курсе, что произошло убийство. Но по чьему-то указанию способствовало сокрытию этого факта», — говорит Любовь Николаевна.
Доследственная проверка
10 февраля женщины побывали в колледже, чтобы забрать документы Димы. Одногруппники Димы, которые не верили в версию следствия, ждали их и предложили поговорить с Арюной. Ее вызвали с занятий, с ней говорила сестра Любови Николаевны.
«Моя сестра задала девушке несколько вопросов и сказала, что мы этого так не оставим. Следователя по делу поменяют, так как к нему много вопросов. Единственное, что ответила девушка, причем с улыбкой на лице: «Как поменяют следователя? А почему меня никто не предупредил?» Сестра ей ответила: «Я тебя предупредила!» В тот же день мы пришли на прием к заместителю руководителя следственного отдела, Арюна с сестрой были уже там. Зачем? Мне стало плохо в кабинете у замначальника, я вышла в коридор и невольно услышала разговор девушек по телефону, сестра Арюны говорила кому-то: «Она сказала, что у них есть какое-то видео». Следователь Д. позже подтвердил, что Арюна с сестрой звонили ему», — рассказала Любовь Николаевна.
11 февраля 2025 г. они с сестрой были на приеме у следователя Д. Выяснилось, что за две недели, прошедших с гибели Димы, в деле доследственной проверки были только показания хозяйки квартиры, участкового, работника скорой помощи и показания матери.
«Причем второй лист в двух экземплярах, на втором экземпляре искажены мои показания и вставлен фрагмент сканированного текста: «С моих слов записано верно. Мною прочитано». Далее мы дошли до показаний свидетеля Арюны, первый лист прочитали, написаны ее данные, где родилась, с кем проживает, начало ее показаний, окончания допроса девушки в деле не оказалось.
В итоге следователь распечатал из компьютера окончание допроса без подписи Арюны. Из этого документа мы узнали новую версию показаний: «Арюна увидела, как Дима лезет в окно лоджии, испугалась. Она пыталась его остановить, уговорить, а Дима на ее просьбы не реагировал, ей не хватило сил удержать его, и Дима упал вниз». Также она добавила: «Я считаю, что Дима совершил суицид, потому что опьянел и поэтому отнесся к себе критически». 29 апреля 2025 года на очной ставке Арюна озвучила уже третью версию случившегося: «Смотрели фильм, Дима вдруг запсиховал, сказал, что себя ненавидит и полез в оконный проем, я пыталась его удержать, но не хватило сил, и Дима упал».
В деле не было видео с камер наблюдения. Ни одного видео с 12 камер! Следователь Д. не мог не знать, что видео с камер видеонаблюдения хранятся определенное время и, видимо, преднамеренно сделал все, чтобы в деле ни одного видео не было. Доследственная проверка также всячески затягивалась, расследовалась одна версия — суицид», — мама Димы была просто в отчаянии от несправедливости и равнодушия следствия.
Она обратила внимание и на другие грубые ошибки в документах доследственной проверки. В постановлении на проведение СМЭ следователь Д. написал, что тело Димы лежало в 5 метрах, тогда как оно лежало в 50 см от дома. Следователь не сделал ни запрос в Сбербанк России о проведении денежных операций с карты Димы, ни распечатку телефонных разговоров, СМС, переписки в социальных сетях между Димой и Арюной, ни показания друга девушки — Тамира, который мог находиться в квартире, ни показания соседей. По просьбе матери следователь Д. был отстранен.
13 февраля следователем был назначен Ч., было возбуждено уголовное дело. Но и 25 февраля в деле ничего не изменилось — не была даже допрошена Арюна, ни одного видео с 12 камер наблюдения, ни одного материала, которые мать запрашивала в заявлении, к делу не было приобщено и не запрошено. Была назначена только посмертная судебно-психиатрическая экспертиза Димы. Следователем Ч. по возбужденному уголовному делу снова отрабатывалась одна версия — суицид.
Хозяйка квартиры
С хозяйкой квартиры Ириной Д. Любовь Николаевна впервые встретилась 27 января 2025 года. Ирина предала матери вещи Димы, которые остались в квартире № 68 после произошедшего. Странно, почему вещи передавала хозяйка квартиры, если их должны были изъять участковый или следователь?
Собравшись в Улан-Удэ в феврале, Любовь Николаевна предварительно оформила аренду квартиры на сестру, они отправляли ксерокопию паспорта сестры, где было указано место ее рождения — Красночикойский район. Вероятно, Ирина поняла цель аренды квартиры жителями Красночикойского района.
По ходатайству матери 7 августа 2025 проводился следственный эксперимент, и ей все-таки удалось побывать квартире № 68. После этого уверенность в том, что 9 февраля квартиру № 68 преднамеренно поменяли на № 134, укрепилась: Любовь Николаевна увидела, что кровать, ножку которой якобы сломал квартиросъемщик, что стало причиной замены квартиры, представляла собой металлический каркас без повреждений. На видео с сайта объявлений была та же кровать, то есть кровать не сломали и не заменили на другую…
«Мы просили Ирину о помощи, чтобы та скинула видео с камер из подъезда на электронную почту. Хозяйка квартиры отправила видео через два дня. Мы предполагаем, что эти два дня ей нужны были для согласования действий с другими заинтересованными в сокрытии преступления людьми.
Всего в папке было 232 видеофайла, из них 145 были повреждены и не открывались, многие из файлов были с искажением изображения и наложением звука. Также мы попросили Ирину отправить записи после 23:37, то есть после падения Димы, на что хозяйка квартиры ответила, что она их посмотрела и удалила, так как там ничего интересного нет.
1 марта Ирина отправила еще 162 видеофайла, с 16.34.51 до 23.37.22, все были доступны к просмотру. После тщательного изучения всех видеофайлов у нас не осталось сомнений в том, что хозяйка квартиры Ирина Д., следователь и участковый находятся в сговоре. Хозяйка квартиры была явно знакома с участковым, хотя оба это отрицают. Сразу после гибели Димы Ирина Д. предоставила доступ в квартиру родственникам Арюны. На отдельных кадрах слышны слова «камеры», фраза сестры «Что нам делать?», родственники свидетеля периодически выходят на улицу, изучая расположение камер. Кроме этого, к файлам, которые Ирина Д. отправила, явно кто-то приложил руку с целью искажения — наложения звука и деформации видео.
Запись нарезана на фрагменты длительностью от 59 сек. до 3 мин. 59 сек., вероятно, чтобы удобнее было искажать звуки и видео? Отдельные временные промежутки в записях отсутствуют. Видео из подъезда около квартиры № 68 помогло нам восстановить всю картину происшедшего», — рассказала Любовь Николаевна в своем частном расследовании…
(Продолжение следует)
Елена МУРАТОВА