
19 ноября в Чите прошел ежегодный Большой Круг Забайкальского войскового казачьего общества (Забайкальского казачьего войска). Впервые после многих лет он проведен в ноябре, а не в марте, когда его обычно приурочивали к Дню Алексия, человека Божия, небесного покровителя забайкальского казачества.
Мотивировалось это тем, что, во-первых, исторический учредительный Круг 1990 года состоялся как раз в ноябре, а во-вторых, планировать мероприятия на следующий год, учитывая необходимость составить смету расходов и попасть в краевой бюджет, лучше до начала года и принятия бюджета.
В целом мероприятие прошло ровно и весьма протокольно, никто, как часто бывает на кругах, не поругался, смены руководства, как надеялись очень многие, не произошло. Но было два эпизода, крайне неприятно окрасивших ровно-протокольную обстановку.
В самом начале войсковой судья Петр Коровин поддержал традицию казачьей народной забавы — чуть не на каждом круге исключать из своих безгрешных рядов «страшного вредителя и разрушителя казачества» Юрия Петровича Ткаченко. Причем каждый раз исключать Ткаченко пытаются именно те, кто сам не может похвастать и сотой долей того, что сделал Ю.П. Ткаченко за 26 лет своей деятельности в казачестве.
Но, как можно видеть на протяжении всех этих лет, коровины приходят и уходят, а Ткаченко остается и продолжает делать то, что считает нужным и важным для края и казачества.
Другим эпизодом, нарушившим заорганизованную благостность круга, была попытка лишить мандатов делегацию Австралийского посольского отдела ЗКВ. Невнятные ссылки на какие-то законодательные коллизии были представлены войсковым атаманом Чупиным, который при этом пытался избежать обсуждения вопроса казаками на круге, видимо, полагая, что казачий круг — не место для дискуссий. Естественно, не для дискуссий. Для чего же еще казаки собираются в одном месте один раз в году, приезжая издалека, в том числе из Австралии за несколько тысяч километров — только для того, чтобы «проштамповать» кулуарно подготовленные решения?
В конце дня казаки все-таки проголосовали за возвращение полномочий выборным делегатам из Австралии, однако весь круг они просидели без права голосовать, для чего целых три дня добирались до Читы.
Вот так казачья демократия и превращается, с одной стороны, в балаган по исключению из общества неугодных членов, а с другой — в чиновничью канцелярщину в лучших традициях партийных и профсоюзных собраний прошлого.