Счастье у каждого свое, мое – в небе…

  • 12 дек. 2018 г.
Счастье у каждого свое, мое – в небе…

Забайкальские деревушки, как бабушкин сундук. Стоит такой где-нибудь в самом дальнем углу, краски потускнели, любовно сделанные чьей-то рукой узорные накладки рассохлись, заржавели металлические уголки, трухой рассыпаются нижние доски и даже представить сложно, что вот это могло быть гордостью юной невесты, впервые вступившей в новый дом…

Но стоит приподнять крышку как из этого неказистого чуда на свет можно извлечь настоящие сокровища. Так и проезжая мимо сел, деревень никогда не угадаешь, какие интересные люди проживают в мелькающих за окнами машины домах, затерявшихся среди развалин заброшенных строений…

Никогда не угадаешь – куда пойдешь и что найдешь

За что люблю командировки так это за то, что никогда не угадаешь, что из них привезешь. Вот и в этот раз ехали к одному из фермеров Борзинского района. Как всегда, разговоры обо всем и ни о чем. Михаил Мункуевич Нимаев, представитель районной администрации, который в этот раз решил съездить с нами, любовно рассказывал о своей малой родине – Цаган-Олуе. Говорить о нем он может долго, но так, что будешь слушать, открыв рот, да и о времени не вспомнишь ни разу. Каждую тропку он знает в окрестностях этого села, еще мальчишкой облазил все сопки в округе. И так-то у него складно получается, что вот бросил бы все и отправился бы в самую настоящую экспедицию, чтобы увидеть собственными глазами.

Льются побасенки… Вдруг из-за домов «выныривает» зеленая крыша луковкой.

- Церковь? – спрашиваю я. – Башню старинного кремля напоминает…

- Нееет, - отмахивается Михаил Мункуевич, - это у нас здесь умелец местный живет, руки золотые…

Ну вот как проехать мимо? Уже на обратном пути заскочили к Николаю Викторовичу Гласкову, к тому самому умельцу, о котором нам поведал Михаил Мункуевич. Хозяин встретил нас, что называется в «рабочке».

- Вы заходите, я тут машину чуть-чуть ремонтировал, - приветливо распахивая калитку перед нами, пригласил Николай Викторович.

Зашли во двор, а там… Чудо-чудное, диво-дивное… «Нисан Чингисхан», как сходу дали мы название автомобилю, который стоял во дворе. Надо ли говорить, что вопросов было множество и сыпались они как из рога изобилия. Хозяин хохотал, отмахивался да наблюдал, как мы хороводили вокруг его детища…

 

Вот тебе и самоучка!

Николай Викторович – человек необычный. Еще в детстве, когда мальчишки отбыв повинность в виде обязательных уроков в школе, размахивая портфелями, уносились со школьного двора. Коля оставался в мастерских, что-то там делал, придумывал. В 13 лет начал работать, сел за руль трактора, а уж там без рационализаторской жилки никак. Рос мальчишка, оттачивались навыки. Сейчас глаз сразу видит какая железка для чего пригодится. Отремонтировать БМП? Да легко! С нуля собрать вездеход? Да запросто. Вот и Чингисхана собрал из подручных материалов.

- Да вот лист алюминиевый сколько лет во дворе валялся, а тут смотрю, по размером подходящий, я его в ход пустил, был просто лист, стал капотом, - рассказывает Николай Викторович. – Вот это вот от сеялки железо, просто примерил, чуть подогнул, подрезал и все, как будто здесь и были.

Вот тебе и самоучка! И не просто ведь сделал, а и ездит теперь на своем Чингисхане не только по округе, но и в Борзю, да и до Читы добирается. Все как положено, на учет в ГИБДД поставил, страховку оформил. На тех, кто носится со своими внедорожниками, смотрит с улыбкой и пониманием, мол, ребятишки с джипами, не наигрались еще, пусть играют, лишь бы не во вред.

«А мне летать охота!»

Но главная страсть Николая Викторовича – это небо. Вот именно так и никак иначе. Что уж стало тем самым толчком уже и сам не помнит. Но настал момент, когда все гусенечно-колесные поделки перестали приносить радость. И купил самый настоящий дельтаплан. Это было 20 лет назад. Поднялся в воздух… И… Как передать то чувство восторга напополам со страхом?

- Это надо самому почувствовать, - вспоминает Николай Викторович. – Дух от высоты захватывает и думаешь, если грохнешься, то уже никто не поможет.

Делал-переделывал дельтаплан местный кулибин, вот только радость закончилась пять лет назад, когда очередной полет закончился падением, после которого летательный аппарат собрать уже не удалось.

- То, что на колесах, просто делать, а чтобы полетело – нет, - вздыхает он.

После того случая жители Цаган-Олуя вздохнули свободно. За пятнадцать лет каких только смешных ситуаций не было, настоящие анекдоты рассказывать можно. Пролетит с утра бывало дельтаплан над окрестностями, а уже к вечеру сыпятся жалобы, мол, куры нестись перестали, у коров молоко пропало. Даже в милицию заявления писали, чтобы нашли управу на безобразника.

«Счастье у каждого свое»

- Я с самого детства занимался всем этим. Сейчас даже и не вспомню, что было сделано самым первым, - вспоминает Николай Викторович. – Ахаете вот вокруг Чингисхана. А что в нем такого? Машина да машина. Чем она отличается-то? Миллион таких машин. Мне это надоело уже все. Мой рецепт счастья? Да у каждого оно свое. Кто-то гоняет на джипе и ему хорошо, кто-то сидит за компьютером и абсолютно счастлив. Я бы тоже может посидел, но у нас в деревне вон даже связи сотовой нет. Так что нет его, рецепта. Скучно ли я живу? Сложно ответить. В деревне чего радостного то? Летать мне нравится. Я самолет хочу нормальный с кабиной. Я летал без кабины, мерз. Был у мужика в Краснокаменске, он как раз такой себе покупал, я позавидовал. Он теперь в любое время летает, в тепле сидит. Вот такая мечта, но ее не осуществишь уже, поздновато…

Лидия Яковлева

Фото автора