Тень печати. Наполненный самобичеванием материал о прошлом, настоящем и будущем газетной журналистики Забайкалья.

  • 30 янв. 2023 г.
Тень печати. Наполненный самобичеванием материал о прошлом, настоящем и будущем газетной журналистики Забайкалья.

13 января страна отметила День российской печати. В последние годы под влиянием научно-технического прогресса и Всемирной паутины этот праздник видоизменился в День всех журналистов. Но так было не всегда. 13 января, введенный в 1991 году как дань памяти еще петровской газеты «Ведомости», изначально был профессиональным праздником в первую очередь газетчиков и родственных им полиграфистов.

 

Вдогонку прошедшему Дню печати «Вечорка» решила провести некую историческую ретроспективу и посмотреть, с чего начиналась, во что изменилась и чем закончится (когда-нибудь Интернет победит бумагу окончательно) газетная журналистика современного Забайкалья. Сегодня первая часть нашего нового цикла.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

Конечно, помним. Без всякого сомнения. В наследство новой России от советского периода истории на территории Читинской области досталась весьма стройная и понятная система печатных изданий.

Во главе издательской пирамиды Забайкалья 30-летней давности стоял региональный печатный орган Читинского обкома КПСС «Забайкальский рабочий», в 1991 году едва ли не в одночасье сменивший свой статус на общественно-политическую газету. В кратно усеченном виде, изменив периодичность, объем, стилистику и еще больше поменяв идеологическое наполнение, издание продолжает выходить и по сей день.

В спину главному партийному печатному изданию всегда дышало издание комсомольское. Газета «Комсомолец Забайкалья» исчезнет в 1992 году, окончательно растеряв весь штат и все кабинеты в здании на Ленинградской, 15, где также сидел и сидит «ЗабРаб». Попытки реанимировать издание, славившееся еще в советские годы своим вольнодумством (хотя и весьма относительным, и разрешенным) и свободным слогом, случались потом и в конце 90-х годов, и даже в начале 2000-х. Однако дать вторую жизнь молодежному печатному изданию, плоть от плоти уходящему в советское прошлое, так никому и не удалось. В отличие от старшего поколения, новая российская молодежь оказалась чужда к издательским брендам из недавнего красного прошлого.

Еще два реликта из сферы печатных изданий советского Забайкалья — это газеты в погонах. Их было две. Забайкальский пограничный округ с 1943 года издавал «Пограничник Забайкалья». На девять лет больше (с 1934 года) выходила газета «На боевом посту», рассказывавшая о жизни сначала ЗабВО, а потом СибВО.

Последняя приказала долго жить при ликвидации в 2010 году Сибирского военного округа. Созданной на его месте в Забайкалье 29-й общевойсковой армии собственная газета, очевидно, не была положена по штатам. Поэтому на базе редакции «На боевом посту» в Чите был создан корпункт газеты «Суворовский натиск», автоматически увеличив регион своего выхода со старого ДальВО до нового ВВО, к которому присоединились Забайкалье и Бурятия. После скоропостижной смерти от коронавируса большого друга «Вечорки» отставного подполковника Тимура Ламбаева деятельность «Суворовского натиска» в регионе фактически свернулась.

«Пограничник Забайкалья» в сильно усеченном виде свою историю продолжает. И в XXI-м веке газета продолжает писать о людях в зеленых фуражках, стоящих на страже рубежей России в Забайкалье.

Еще одним столпом ведомственных печатных изданий была газета Забайкальской железной дороги «Забайкальская магистраль». Для нее не изменилось ничего. Правда, сегодня издание выходит как приложение к газете железнодорожников всея Руси «Гудок». Но выходит и даже неплохо живет.

Куда менее завидная судьба постигла многотиражную газету «Набат», выпускавшуюся Управлением внутренних дел Читинской области. Некогда сверхпопулярная, единственная подробно рассказывавшая о преступлениях, преступности и борцах с ней, газета окончательно ушла в историю еще в 90-е годы.

Газеты-районки мы подробно рассматривать не будем. Их слишком много — около тридцати. В формате одного материала рассказать о них всех будет проблематично. Скажем лишь, что подавляющее их большинство продолжают выходить и по сей день. Социологические исследования показывают, что уровень доверия к таким СМИ в обществе максимальный. При скромных тиражах, слабой материально-технической базе и вечных кадровых проблемах авторитет районных газет на местах зачастую даже выше, чем у федеральных телеканалов. Совершенно очевидно, что именно районки станут последним газетным бастионом перед тотальным наступлением Интернета и сетевой журналистики.

 

И грянул бум. Печатный бум.

Золотым временем для газетного дела Забайкалья стали 90-е и 2000-е годы. Бум начался буквально с первых дней последнего десятилетия ХХ-го века. Новых газет было много. Свою эпоху переживут единицы. Например, из газет, массово выпускавшихся в 90-е годы всеми тогдашними телеканалами, более-менее в народной памяти осталась лишь «Реклама», которую издавал областной Телерадиокомитет. Кроме программы телевидения и радио, кратких анонсов передач и небольшого количества рекламных объявлений в газете не было больше ничего, но успех у нее был бешеный.

Кто первым догадался в Забайкалье, что газета — это не просто средство массовой информации, но еще и выгодный бизнес, в ряде случаев даже высокоприбыльный, сегодня сказать уже невозможно. Но первым, кто поставил это на системные рельсы и запустил действительно массовый, узнаваемый и оставшийся в истории проект, стал молодой читинский врач Михаил Степанов. Выпустив в 1990-м году вместе со своим отцом небольшую коммерческую четырехполоску с громким названием «Ваша реклама», а затем продав тираж, он с удивлением обнаружил, что денег хватает не только на компенсацию затрат, но еще на несколько номеров. Процесс после этого, как говорится, пошел. Все 90-е годы «Ваша реклама» росла как на дрожжах. Альтернативной рекламной площадки для растущего в регионе частного бизнеса долгое время просто не было, да и населению, вмиг кинувшемуся покупать и продавать, нужно было место, где можно публиковать многочисленные частные объявления. То, что «Ваша реклама» размещала объявления бесплатно, народ подкупало и привлекало. В 1993 году у «Вашей рекламы» появляется младший брат. Новая бесплатная газета платных объявлений, которую выпускал все тот же Степанов, получила название «Эффект». А еще через два года «Ваша реклама» и «Эффект» уже стали субъектами конкурентной борьбы.

Свое бесплатное рекламное издание стал выпускать и создатель торговой сети «Славянский Электроника» Андрей Любин. С именем новой газеты он париться не стал. Так и назвал — «Новая газета». А еще примерно в те же самые годы появился тоже рекламный еженедельник БНВ, выпускаемый предпринимателем-риелтором Вербицким.

Все эти издания в первую пятилетку 90-х годов были в большей степени или вообще целиком рекламными. Поначалу сведенная к нулю информационная составляющая разрастется в более-менее понятное и осязаемое явление лишь к году 96-97-му.

На горизонте общественно-политической журналистики же в 90-е годы в Читинской области вовсю блистало солнце «Народной газеты». Издание начал делать выходец из «Комсомольца Забайкалья», в будущем депутат Государственной Думы Виктор Курочкин. Он быстро сколотил вокруг себя гиперактивную в то время демократическую общественность — молодых убежденных либералов и людей постарше, вдруг решивших, что раньше все было неправильно и так жить больше нельзя. В духе своего свободолюбивого времени они стали делать очень бойкую и обличительную газету. От «Народной газеты» доставалась всем — чиновникам, предпринимателям, силовикам, бандитам и т.д. Фамилии большинства авторов «Народной газеты» переживут свою эпоху и со временем будут ассоциироваться не столько с журналистикой, сколько с развитием в Забайкалье либеральной прослойки. Надышавшись воздухом вседозволенности, они так и не смогли перестроиться, до сих пор рубя шашкой налево и направо (подчас довольно бессистемно). Возьмите ту же Марину Львовну Савватееву, например.

Пока «Народная газета» вовсю шельмовала и тех, и этих, у медиагруппы Михаила Степанова появился еще один конкурент. Все тот же предприниматель Андрей Любин решается выпускать еще одно издание. Новую газету назвали «Экстра-реклама» и начали выпускать в декабре 1996 года. Сделав своей фишкой бойкие и интересные журналистские материалы (но без политического налета «Народной газеты»), конъюнктурно отображающие текущие запросы аудитории, «Экстра» быстро начала набирать обороты, вырастя к дефолтному 1998-му году до немыслимых в условиях современной России 50 тысяч экземпляров. Конкуренты на месте не сидели. Степанов перевел свой «Эффект» в аналогичный формат, создав при нем полноценную редакцию, производящую все виды журналистского контента — от новостных заметок до почти профессиональных театральных рецензий и довольно острых расследований. «Ваша реклама» тоже превратилась в почти полноценную газету — ее первую часть составляли информационные материалы, в основном событийного характера. На газетные развалы ушли обе газеты, оставив в нише бесплатных еженедельников новый бренд — «Вашу рекламу плюс».

 

И пришла «Вечорка», но другая

90-е годы дали путевку в жизнь и газете «Читинское обозрение». Появление именно городской газеты в последние годы советской власти было закономерным. Являясь с 1937 года областным центром, Чита до 1990 года своего издания никогда не имела.

Ближе к концу последнего десятилетия на газетные развалы вырвались новые игроки. Группа журналистов-энтузиастов нашла спонсора и возродила «Забайкальские областные ведомости» — так называлась самая первая газета Забайкалья. Потом появилась отвязное «Новое Забайкалье» и криминальная газета «Дело №». В то же время вовсю продолжали блистать крестьянская газета «Земля» и уникальное детское издание «Чадо», давшее путевку в жизнь десяткам журналистов. А потом появилась «Вечорка». Сегодня мало кто знает, но наш бренд в те годы развивался коллективом строящегося Дворца искусств (ныне Краевая филармония) во главе с талантливым и очень уважаемым Вячеславом Толкалиным. Мало кто помнит, что толкалинская «Вечорка» стала второй почти ежедневной газетой региона — одно время она выходила три раза в неделю. Но это была совершенно иная «Вечорка». Сегодня нееженедельников в Забайкалье нет ни одного.

(Продолжение следует)

 

Соломон РАЗМАХНИН