С больной головы на здоровую: как независимые заправки стали причиной роста цен на бензин

  • 16 нояб. 2018 г.
С больной головы на здоровую: как независимые заправки стали причиной роста цен на бензин

Рост цен на топливо в России уже давно не удивляет автовладельцев, потому что у них давно сложилось мнение, что цена не зависит ни от чего — в том числе от стоимости нефти. Сейчас происходит то же самое — цена за баррель упала, но цены на заправках все равно продолжают ползти вверх. Кого же в этом обвинить? Водители выбрали для себя двух козлов отпущения — правительство, которое никак не может отрегулировать цены и крупных сетевиков. При этом все почему-то отодвигают в сторону тех, кто действительно причастен и мало того — получает прибыль от неумолимо скачущих вверх цен на топливо.

Происходит это примерно так: водитель недоволен ценой на топливо у какой-нибудь крупной сети и решает пойти на независимую заправку, думая, что реально экономит и способствует тому, что крупные топливные фирмы задумаются о своих высоких ценах. Однако на деле выходит так, что именно независимые АЗС максимально заинтересованы в высоких ценах на ГСМ и минимально — в снижении стоимости литра топлива. Кроме того, сложилось так, что за этими структурами осуществляется очень низкий контроль, что позволяет независимым АЗС продавать суррогатное топливо, выдавая его за качественный бензин.

Вообще прежде чем говорить обо всем этом и чтобы понять, какую выгоду имеют независимые заправки, стоит разобраться в том, как образуется цена на топливо. Разумеется, от стоимости нефти мало что зависит, так как основную долю занимают налоги и акцизы, которые взимает с поставщика государство. Взять для примера цену на АИ-92 — налог на добычу полезных ископаемых составляет более 38% от стоимости топлива, акцизы — более 19%, НДС и другие налоги — около 16,5%. То есть грубо говоря за ¾ литра — 73,8% водитель платит вовсе не заправке или нефтегазовой компании, а государству.

С этим разобрались. Далее давайте поймем, как бензин попадает на заправку. В этом случае действует два механизма. На АЗС, которые принадлежат вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), топливо попадает с их собственных заводов и складов. А на независимые заправки — с условием того, что схема их работы легальна — через биржу, где ВИНК и продают свою нефть и топливо.

Когда в мае цены на топливо скакнули настолько резко, что стало практически невозможно не опустошить свой кошелек, приехав на заправку, правительство пошло на кардинальные меры и заставило заморозить цены на топливо на бирже. Но почему это не помогло, и стоимость бензина продолжает идти вверх? Дело ведь в том, что крупные сетевики находятся под пристальным надзором со стороны ФАС и повышать цену, оглядываясь на рынок, уже не могут.

«Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле», – Рустам Танкаев, считает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

«На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

К чему это все ведет? К тому, что структура биржи, которую с трудом можно назвать прозрачной, в легкую позволяет недобросовестным игрокам на рынке попросту не раскрывать данные о сделках. Все это выливается в то, что они могут безнаказанно увеличивать количество спекулятивных операций и формировать удлиненную цепочку посредников, что и ведет к поднятию цен на топливо для конечного потребителя.

Так называемые «независимые заправки», которые покупают топливо у таких недобросовестных игроков, и становятся катализатором роста цен на ГСМ в стране. Такое мнение прямо выражает глава компании «Роснефть» Игорь Сечин.

«Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60 %, на самом деле это не больше 30 %. А 70 % – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство», — заявил глава компании в интервью радио «Коммерсантъ ФМ».

В чем же состоит проблема? Сложность сложившейся ситуации в том, что ВИНКи, у которых колоссальная нагрузка как со стороны налогов, расходов, добычи и переработки топлива и другого постоянно имеют дело с сомнительной конкуренцией со стороны независимых АЗС, которые такой нагрузкой обременены куда как меньше. Да и работа у них чаще всего ведется по серым схемам.

По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, на ценообразование также влияют и посредники, которые формируют цену: «Причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. Для примера можно взять Приморье: ситуация тут ярче всего, потому что регион удален от большинства НПЗ и центра страны. Тут сложилась парадоксальная ситуация. Так, крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». «Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах».

С «Приморским топливным союзом», с которым по некоторой информации связан учредитель ООО «УссурНефтеПродукт» — которое в свою очередь управляет большой сетью «независимых» АЗС — Юрий Чубко, совсем интересная история.

«И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что когда такие игроки топливного рынка через «Независимый топливный союз», президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – заявляет Мухин.

Их требования сводятся к примитивным установкам: хватит нас проверять на акцизы, сертификаты и дайте нам дальше бесконтрольно повышать цены.

При этом очевидно, что некоторые из «независимых» АЗС были раньше связаны с криминалом — от региональной специфики никуда не денешься. Заправки и их деятельность были одним из источников дохода.

«Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями», – говорит Алексей Мухин.

Глава «Роснефти» Сечин высказался о компании «Октан» следующим образом: «У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупция».

Дело в том, что когда закупаемые объемы топлива сильно превышают потребности, это значит, что в игру вступают классические перекупщики и спекулянты — к тому же тесно связанные с местными властями. С их помощью частные АЗС пытаются добиться не только снижения оптовых цен, но и производства низкооктанового бензина АИ-80. И это с учетом того, что ВИНКи такое топливо давно не производят и не продают. Почему? Да потому что малой партии сертифицированного бензина достаточно, чтобы прикрыть им большие партии суррогатного топлива, которое и делают недобросовестные производители. В Приморье, к примеру, у того же Чубко есть свой небольшой завод «голубая звезда».

В чем секрет низких цен на бензин на независимых АЗС? Он очень прост — это в том числе торговля неучтенным бензином, некачественным и попросту фальсифицированным. Достаточно взглянуть на статистику: по данным экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем суррогатного топлива на российском рынке составляет без малого 60%. Чуть более оптимистичны цифры Росстандарта — доля фальсификата сократилась с 2009 года с 28 до 11%. Минэнерго в своих кулуарах отмечает цифру в 30% суррогата. РСПП отмечает, что наибольшее число нарушений приходится на небольшие местные сети, которые владеют до пяти АЗС. Какое самое частое нарушение? Опять же фальсификат — под видом топлива, за которое вы платите, вам нальют дешевый и менее качественный аналог.

Что можно сказать по итогу? Понятно, что именно независимые АЗС являются причинами роста цен на нефть. Ведь ФАС они не подчиняются и могут вполне себе успешно перепродавать ГСМ, которое им вынуждены продавать по низкой цене ВИНКи. При этом ради своей выгоды независимые заправки готовы не брезговать торговать суррогатом. А ВИНКи, которые готовы даже какое-то время работать себе в убыток, давно предлагают как-то унифицировать правила игры на топливном рынке.

К примеру та же «Роснефть» высказала целый ряд своих предложений: перенести акцизы с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов РФ, создать качественную систему идентификации топлива, возможно, ввести плавающую ставку акциза, которая будет меняться в зависимости от котировок на нефть. Это позволит сделать рынок более прозрачным и прогнозируемым.

Наверное, стоит сказать, что будет более справедливо распределять нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка — не менее 17,5% от добываемого сырья каждая компания может и должна направлять на переработку.

Но, к сожалению, региональным игрокам это невыгодно, поэтому они начинают шантажировать своих коллег — ВИНКов, угрожая забастовками и нарушением баланса поступления ГСМ на рынок. При этом все эти конфликты происходят на площадках, где сейчас происходят федеральные предвыборные процессы — в том же Приморье. «При этом ВИНКи априори – «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет», – отмечает Мухин.

Фото: Яндекс.Ру