Крестный папа всея Читы

  • 25 янв. 2019 г.
Крестный папа всея Читы

Чуть более десяти месяцев назад Чита, Забайкальский край отмечали 70-летний юбилей, как казалось в то время, непотопляемого главы города Анатолия Дмитриевича Михалева. Статья, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, посвящена ему – крестному папе Читы.

28 марта 2018 года главе администрации Читы Анатолию Дмитриевичу Михалеву исполнится 70 лет. Отличный повод вспомнить все то, что сделал и натворил для Читы этот человек.

Есть еще один весомый повод поговорить о Михалеве — в этом году исполнится ровно 25 лет, как Анатолий Дмитриевич начал свое восхождение в высокие кабинеты здания администрации Читы на Бутина, 39.

Все начиналось в далеком 1993 году со скромного кабинета председателя комитета экономики. Четверть века спустя Михалев занимает уже огромный кабинет, более напоминающий апартаменты какого-нибудь крестного отца, с персональным сортиром, душевой кабиной и бойлером.

Два года назад, в марте 2016 года, по вопросу индивидуального «толчка» Михалева в Читинской гордуме даже состоялось некое подобие дебатов. Депутата Николая Галкина тогда возмутила сумма — 1,7 млн. рублей, которая была потрачена на ремонт кабинета Михалева и оборудование в нем сортира.

Стоит отметить, что не все депутаты прониклись тогда важностью сантехнического вопроса. Например, депутат Андрей Ядрищенский, который является протеже Михалева, так и вовсе назвал слова Галкина «сведением счетов» и предлагал коллеге заткнуться, но большинство депутатов все-таки дослушали историю сортира до конца.

Удивительные вещи услышали тогда народные избранники. Оказывается, ремонт кабинета Михалева с пристроенным сортиром сопоставим с суммами, которые администрация Читы выделяет на ремонт школ города. Так, на том заседании был приведен следующий пример — когда в 2011 году в Чите проводили массовый капитальный ремонт школ, то на нужды 38 общеобразовательных учреждений города (школы, детские сады и т.д.) было выделено всего лишь 7,5 млн. руб. Это замечание сердце Анатолия Дмитриевича никак не тронуло, своя ж… жизнедеятельность все же дороже, чем какие-то там школы.

Впрочем, эта тема не получила никакого продолжения. Прокуратура со счетной палатой, по всей видимости, решили, что заслуженному человеку «красиво жить не запретишь», и проверять ничего не стали, но нашлись и злые языки, утверждавшие, что персональный туалет Михалеву понадобился по медицинским показаниям, мол, не добежит чиновник до общего санузла в силу своего пенсионного возраста, да и накопившиеся болячки, нажитые на нелегком чиновничьем поприще, дают о себе знать.

Не лезь на самый верх

Находиться 25 лет на вершинах городской власти, это, согласитесь, надо суметь. Анатолия Михалева, без всяких натяжек, можно назвать долгожителем муниципальной власти в масштабах всей России. Выросло уже целое поколение читинцев, которые в качестве «хозяина» Читы знают только Михалева.

Уже совсем забылось, что во власть Анатолия Дмитриевича привел в начале 90-х годов Равиль Гениатулин, ставший потом губернатором региона. Но вспомните, где сейчас Равиль Фаритович, и где Михалев?

Анатолий Дмитриевич благополучно пережил и Гениатулина, и Ильковского, думается, и Наталью Жданову переживет. Ему в своем благоустроенном кабинете всегда тепло, сухо и удобно.

На протяжении всех этих 25 лет господин Михалев лишь тихонько посмеивался, глядя на все потуги правоохранителей и недоброжелателей, безуспешно пытавшихся сжить его с должности. С такой же едва заметной хитроватой улыбкой он сегодня относится к обещаниям своих избирателей с округа «Гвардейский» отозвать его депутатский мандат. И не такое Анатолий Дмитриевич пережил, переживет и это.

«Не лезь на самый верх» — пожалуй, именно так можно охарактеризовать жизненное кредо Анатолия Дмитриевича.

На пути к вершине

В администрацию Читы Михалев пришел, как было отмечено выше, в 1993 году, имея за плечами дипломы читинской «строяги» (Читинский строительный техникум) и Иркутского института народного хозяйства. Последний он заочно закончил в 1992 году (специальность «Планирование промышленности»). Иными словами, вчерашний студент-заочник, дослужившийся до начальника ремонтно-монтажного участка на предприятии «Читаоргтехника», сразу попадает на должность заместителя главы администрации — председателя комитета экономики.

Про то, как в начале 90-х годов студенты-заочники за ящик водки выправляли себе дипломы и как вчерашний слесарь мог в одночасье стать большим начальником, говорить здесь не будем, время было такое, но факт остается фактом — Анатолий Михалев с ходу занял очень высокую должность в администрации Читы, к которой простые смертные иногда идут всю жизнь.

Через три года из администрации Читы на должность руководителя региона уходит Равиль Гениатулин. За ним было подается и Михалев, но в конце концов он вспоминает свое жизненное кредо — «не лезь на самый верх» — и предпочитает карьере регионального чиновника должность первого заместителя мэра Читы, коим тогда стал Александр Федорович Седин.

Александр Седин 

В этом месте, наверное, стоит вспомнить, как жила Чита в середине девяностых — веерные отключения электричества, перебои с водой и теплом, страшная дороговизна и хронические задержки зарплаты у бюджетников. Без денег люди сидели месяцами. Все выживали как могли.

Как один из способов выживания муниципальной власти и бюджетников в феврале 1995 года тогдашний глава Читы Равиль Гениатулин и придумал МУП АЭР (Муниципальное унитарное предприятие «Агентство экономического развития Читы»). Задумки были самые благие. Планировалось, что МАЭР будет брать на реализацию сельхозпродукцию у населения и фермеров, реализовывать ее в своих магазинах, расплачиваться с ними, тем самым стимулируя своего сельхозтоваропроизводителя, а прибыль должна была идти на благо города, в том числе и на выплату зарплат. Но что-то пошло не так.

После ухода Гениатулина курировать деятельность МУПа начал… Михалев.

Вот тут-то душа бывшего слесаря и инженера по технике безопасности развернулась на полную катушку.

«БриСер» и амнистия

На должность директора МАЭРа приходит Сергей Состин. По городу тогда ходили упорные слухи, что за него перед Михалевым похлопотала супруга Состина, работавшая в ту пору в администрации Читы. Это назначение выглядело более чем странным. Дело в том, что Состин всей Чите был известен исключительно как «авторитетный предприниматель». Держал он тогда под своим крылом целую сеть коммерческих киосков, торговавших в основном алкоголем и сигаретами. Центральным офисом Состину служил подвальный магазинчик «БриСер». Название расшифровывалось просто — Бригада Сергея, то бишь бригада Состина. Там действительно всегда кучковались молодые крепкие ребята в спортивных костюмах и кожаных куртках. Рядом с магазином часто происходили «стрелки», а в самом магазине велись «переговоры» с несговорчивыми коммерсантами, которых «бригада Сергея» крышевала. Забегая вперед, отметим, что затем многие члены этой бригады перекочевали в стан «осиновских», «ключевских», «джекичановских» и прочих бригад, коих в то время в Чите было великое множество.

В этом подвале в 90-е располагался магазин «БриСер»

Состин при поддержке Михалева и Седина сразу же начал зарабатывать деньги теми способами, которыми лучше всего владел. Первым делом Состин сделал евроремонт в своем кабинете в здании по ул. Красной Звезды, 51-а (бывшее здание «Читаагропромстроя»), обставил его модной мебелью и обзавелся солидной службой безопасности. Муниципальное предприятие имело в штате более 100 охранников. Зачем? Все просто — МАЭР принимал на реализацию продукцию от местного населения и от фермеров, но расплачиваться с ними никто не спешил. Сдатчики сельхозпродукции могли месяцами выхаживать деньги, могли скандалить, даже лезть в драку, но всегда натыкались на стену мощных охранников.

Деньги МАЭРу были нужны для приобретения вино-водочных изделий. Водку закупали даже не вагонами — целыми составами. На эти же цели шли и деньги из городского бюджета. Часть спиртного, конечно, реализовывалось через магазины МАЭРа, но основная часть уходила в торговые точки самого Состина и его партнеров, таких же «авторитетных читинских предпринимателей». Они ее получали по очень выгодным условиям — на реализацию сроком на месяц, а то и больше. Дальше было еще проще — водку отдавали также на реализацию своим коммерсантам, которые ходили под «крышей» авторитетов, но уже со сроками реализации от трех дней до недели. Полученные деньги сразу пускались в оборот, на них приобретали высокодоходные и ликвидные товары — водку, наркотики и даже оружие. Пройдя два, а то и три круга, существенно обогатив при этом «читинских авторитетов», деньги все-таки возвращались в МУП АЭР. Думаете, они шли на зарплаты бюджетникам? Нет, на них закупали новые партии спиртного, а схема повторялась вновь и вновь.

Позже, в 2000 году, экс-депутат Государственной Думы Виктор Курочкин в своей «Народной газете» опубликовал материал «Городом правят амнистированные», в котором рассказал о том, как в муниципальном предприятии числились многие депутаты и чиновники горадминистрации. Не появляясь на работе, эти люди получали солидные зарплаты и прочие стимулирующие выплаты. Учителя, врачи и прочие бюджетники в это же время продолжали сидеть без зарплат. Кстати, и рядовые работники МУП АЭР зарплату получали через пень колоду, вовремя деньги получали только охранники.

При такой организации работы предприятия расходы его росли как снежный ком, и тогда МУП взял банковский кредит в 6,3 млн. рублей под гарантии… городской администрации. Господа Седин и Михалев просто не могли не помочь терпящему бедствие предприятию и легко подмахнули все необходимые бумаги. Но деньги вновь, в который уже раз, растворились, а бюджет города понес убытки на сумму более 12,3 млн. рублей.

Мэр читинский. как и мэр московский Лужков, питал необъяснимую любовь к кепкам

Было еще несколько мутных договоров как с участием МАЭРа, так и с участием других коммерческих структур. Объединяло их то, что везде стояла подпись Анатолия Дмитриевича Михалева. Вы, конечно же, помните, с каким «фундаментальным» экономическим образованием пришел он в администрацию Читы. Вот и подмахивал бумаги всем направо и налево. Как результат, коммерсанты, получив кредиты под гарантии городских властей, затем благополучно растворялись на необъятных просторах бывшего Советского Союза. Что это было — обычный пробел в образовании главного человека по экономическим вопросам в администрации Читы или злой умысел, сегодня уже доподлинно установить невозможно.

На все вопросы могли бы ответить следствие, а затем и суд, но уголовное дело в отношении Седина и Михалева до суда не дошло, чиновников «амнистировали» в тот же день, когда появилось постановление об их привлечении к уголовной ответственности.

Упомянутый выше правдоруб и борец с чиновничьим беспределом Виктор Курочкин в «Народной газете» позже опубликовал некоторые цифры из отчета Читинской областной прокуратуры по ревизии МУП «Агентство экономического развития Читы». Речь в нем шла о 43 млн. рублей — такова была общая сумма ущерба бюджету Читы, который нанесли Седин и Михалев. За такую хозяйственную деятельность им бы сидеть еще и сидеть, но, увы, в России законы таковы, что легче сесть за похищенный мобильник, чем за украденные миллионы.

После этой шумной и не очень хорошо пахнущей истории все ждали, что и Седин, и Михалев уйдут в отставку, но… Александр Федорович действительно покинул стены здания на Бутина, 39, перебравшись на другую сторону площади Ленина, с одной хлебной должности на другую — в Управление ЗабЖД.

Перепуганный возбуждением уголовного дела, Анатолий Дмитриевич поначалу даже заявил, что собирается уйти в отставку, но потом передумал и «в интервью «Вашей рекламе» в 2000 году заявил, что его «благожелатели» не дождутся отставки, поскольку «нерационально было бы не использовать почти десятилетний опыт, наработанный в органах управления» (цитата с сайта «Чита.Ру»).

Амнистированный Анатолий Михалев, учтя свои и чужие ошибки, решил остаться в администрации Читы, тем более что после ухода Седина он становился первым лицом в городе, да и в стране наступали совсем другие времена, но о них мы поговорим уже в следующих номерах.

Продолжение следует.

Виктор КРУТОВ

Опубликовано в «Вечорке» № 12 (409) от 21 марта 2018 года.

фото автора, «Читинское обозрение» и «Чита.Ру»